Найти в Дзене
Т и В делали ТВ

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РИНГ /23 часть/ "При внешней непринужденности внутренне Пугачева оставалась как туго сжатая пружина"

Почти все песни, выбранные для передачи, Алла Борисовна одобрила и, сделав кое-какие уточнения, стала в деталях выяснять, какие вопросы задавали Валерию Леонтьеву, как общался он с публикой, как реагировал на каверзные выпады. Спрашивала, какую тактику лучше выбрать в общении с нашей сложной аудиторией и что зрители, приходящие на ринг, ценят, а чего не принимают вовсе. Заметив, что Жанну от одних этих разговоров трясет как в лихорадке, Алла Борисовна поспешила ее успокоить:

— Да не бойся ты так! И дрожать перестань. Все равно все вопросы на меня посыплются.

И она не ошиблась.

В день передачи 1-я студия была забита до отказа. Любители джаза, рока, эстрады, классической музыки всеми правдами и неправдами пытались добыть хотя бы входной билет. Стояли в четыре ряда. Рядом со зрителями, приславшими самые интересные письма, — работники телевидения. Рок-музыканты —  бок о бок с членами Союза композиторов. Родители, дети, бабушки, дедушки...

Пожарники нервничали, но молчали, так как каждый нарушил правила сам, проведя без билета хотя бы одного знакомого.

Но мало кого из собравшихся интересовала группа «Браво», а тем более ее солистка — нескладная девчонка в непомерно широкой юбке и черной кофточке на узких сутулых плечах.

«Кошки не похожи на людей,

Кошки — это кошки.

Людям не сойти с протоптанной дорожки,

Ну а кошки — мяу! — это кошки...».

Угловато двигаясь по центру студии, Жанна сама напоминала перепуганного котенка. Смешная и трогательная, с длинноватым остреньким носом и заплаканными глазами — за пять минут до съемки она вдруг разрыдалась, боясь провалиться... Но внимания не обратили ни на ее отчаяние, ни на вытертые наспех слезы. Все взгляды были прикованы к знаменитой покровительнице «Браво», сидевшей в первом ряду.

Пугачева появилась на ринге в сопровождении внушительной свиты: Артем Троицкий, директор ансамбля «Рецитал» Евгений Болдин и ленинградский композитор Александр Колкер. Вид ее поразил даже рокменов, собравшихся посмотреть на певицу, к которой в рок-клубе относились с большим уважением. Черные обтягивающие рейтузы. Простая рубашка навыпуск с кожаным галстуком и «лохматенькая» прическа, вошедшая в моду только через год.

Такое не показывали тогда даже в «Мелодиях зарубежной эстрады». И, естественно, часть телезрителей приняла этот непривычный имидж как оскорбление достоинства почтенной публики. Но на молодежную аудиторию «Ринга» ожидаемый эффект был произведен, и Аллу Пугачеву, экстравагантную и демократичную одновременно, эта аудитория сразу признала своей.

При внешней непринужденности внутренне Пугачева оставалась как туго сжатая пружина. Следила краешком глаза за залом, ни минуты, видимо, не сомневаясь, что на ринге ей предстоит серьезное сражение. Вероятно, наслышалась от Кузьмина и Барыкина о не знающей почтения ринговской публике и ждала, что в студии соберутся не одни только ее поклонники, готовые сутки напролет топтаться под окнами гостиницы, посылать по почте любовные послания, создавать ажиотаж в концертных залах. Придут и недоброжелатели, направляющие в разные инстанции гневные письма с требованием «поставить на место разнузданную эстрадную диву», запретить ее выступления по телевидению и в концертах, так как она не соответствует их представлениям о советском эстрадном певце.

Ожидание встречи с людьми, тебя не признающими, у кого угодно вызовет волнение. Никакая улыбка не могла скрыть от глаз телекамер состояние певицы в первые минуты передачи. И, глядя на экран, трудно было сказать, кто больше переживал: Жанна, прыгающая в центре круга, или Алла Борисовна, наблюдающая сбоку за тем, как принимают дебютантку.

Как только отзвучала песня, внимание полностью переключилось на Пугачеву.

«Зритель. Алла Борисовна, вы, наверное, отсмотрели не одну группу, прежде чем остановиться на этой. Есть такое известное высказывание Эдит Пиаф: «Певцов много — дайте мне личность». Как вы относитесь к такой постановке вопроса и что в этом смысле означает ваш выбор?

Пугачева. Я согласна с высказыванием Эдит Пиаф. Личность нужна. И, конечно, Жанна не стояла бы на этой сцене, не участвовала бы в этой передаче, если бы она не была личностью.

Зритель. Потенциальной или уже сложившейся?

Пугачева. Сложившейся, не сомневайтесь!

Зритель. Алла Борисовна, насколько я понял, вы берете некоторые молодые группы, в частности «Браво», под свою опеку. Какие цели вы преследуете? Хотите помочь им достичь коммерческого успеха или хотите оказать влияние на их творческое развитие?

Пугачева. На этот вопрос очень просто ответить. Я уже старая, больная женщина. И мне хотелось бы видеть какую-то замену себе. Разве вы не знаете, как тяжело пробиваться у нас молодым певцам? Особенно начинающим. Им некому помочь. И на телевидение их не берут, и записей не делают. Я стараюсь помочь чем могу. Кроме того, я прошла уже большой путь на эстраде, и у меня есть опыт и находок и ошибок. И все это я должна, как я считаю, кому-то передать. Думаю, что Жанна и ребята из «Браво» просто созданы для того. А я у них беру молодость, азарт и, может быть, желание дальнейшей работы.

Зритель. Тут прозвучало, что Алла Борисовна покровительствует группе «Браво». Формулировка, по-моему, ужасная: Алла Борисовна помогает, растит, но только не покровительствует. Это дело в высшей степени благородное.

Пугачева. Спасибо, но я им не помогаю, я им просто не мешаю.

Зритель. Тоже хорошо. Но хотелось бы уточнить у Жанны: в процессе этого «не-мешания» бывают у вас какие-то крупные споры? Приходится ли вам что-то ломать в себе или вы вынуждены во всем с Аллой Борисовной соглашаться? Тяжело ли вам с ней, когда она вам «не мешает»?

Пугачева. Говори уж правду!..

Агузарова. Да, бывает очень тяжело, вы это прекрасно сами понимаете. У меня тоже характер, и поэтому приходится иногда переступать через себя.

Колкер. Жанна, я слушаю вас и думаю, какой вы счастливый человек, что у вас есть Алла Пугачева. Если бы у каждого из нас в жизни была такая Алла Пугачева — было бы прекрасно. Как часто в жизни нам этого не хватает! А вы, Жанна, счастливый человек. Никого не бойтесь — вы молоды, музыкальны, замечательно поете. Перестаньте волноваться и улыбнитесь!..

Пугачева. Я знаю, как Жанна сегодня волнуется. Она впервые на телевидении. И я думаю, название группы «Браво» идет еще и от того, что, когда Жанна нервничает, у нее появляется некоторая бравада. Я хотела бы, чтобы вы присмотрелись к ней внимательно. Сначала через песни, а уж потом оценивали, как она отвечает, как заикается в этот момент. Потому что смелость и уверенность приходят не сразу. За мной уже закрепился этот имидж — что я за словом в карман не полезу. Этого вначале не было. Я как вышла первый раз на телевидении — у меня язык к нёбу присох. И о чем бы меня ни спрашивали? я просто немела. Все считали, что я туповатая немножко. А вот жизнь меня научила. Потому что жизнь — это борьба. И мне очень нравится ваша передача. Вы нападайте, нападайте! Но учтите, не на все вопросы Жанна сможет сегодня ответить так, как вам бы этого хотелось. Это ее первое сражение».

А Жанна тем временем стояла в стороне, сжавшись, стараясь быть как можно незаметнее, и исподлобья следила за поединком на ринге. То ли радовалась, что не она в центре внимания, то ли сожалела. Глядя на экран, понять это было невозможно, потому что телеоператоры увлеклись съемкой звезды, и Володе то и дело приходилось с пульта кричать в наушники: «Ну где Жанна?.. Кто-нибудь, ловите выражение ее лица!.. Почему все камеры на Пугачевой?!»

Но едва услышав обращенный к ней вопрос, Жанна встрепенулась и расправила плечи.

— Почему ваша группа называется «Браво»? Нет ли в этом некоторой претенциозности?

— На первом концерте кто-то крикнул: «Браво!» — вот и название, — сдержанно ответила она и посмотрела на Артема Троицкого. Он, подбадривая, кивнул.

— Жанна, вопрос из сектора «А»! Песни, которые вы так здорово поете, напоминают музыку шестидесятых годов. Последняя песня была похожа на «...Я иду, шагаю по Москве». Скажите, ваш костюм — он как-то помогает раскрытию образа песен тех лет?

— На этот вопрос отвечу я! — поспешила на помощь Алла Борисовна, поймав растерянный взгляд своей подопечной. — Я просила тебя, Жанна: не беспокойся и говори правду. — И совсем другим, вызывающим тоном добавила: — Откуда у нее костюм, молодой человек? Это моя юбка, мои сапоги. Это мой пояс.

Жанна то белела, то краснела. А Пугачева, как орлица, продолжала защищать своих птенцов:

-2
-3

Жанна то белела, то краснела. Но Алла Борисовна, как орлица, продолжала защищать своих птенцов.