Передачу с участием группы «Браво» зрители ЦТ не увидели. Так же, как «Музыкальные ринги» с «АВИА», «Телевизором», «Поп-механикой» Сергея Курёхина, с брейкерами. Не увидели потому, что это были самые скандальные, но и самые интересные программы.
Когда «Советская культура» попросила меня прокомментировать очередную партию писем с вопросом «Почему не показывают «Ринг» с участием Аллы Пугачевой?», я просто уклонилась от ответа. Не посылать же в редакцию напечатанную летом 1986 года «Ленинградской правдой» коллективную заметку с броским названием «Вот так «Браво»!».
«На днях... — писала группа ленинградцев, — в музыкальной программе «Ринг» была показана новая рок-группа «Браво». Ее представляла народная артистка РСФСР Алла Пугачева.
Надо сказать, что нас удивила и возмутила какая-то развязная, даже вульгарная манера, с которой держалась актриса на экране. Было неловко за нее, за других исполнителей. Строго говоря, все это оскорбительно для телезрителей...
Ленинград всегда был городом высокой культуры, со зрителем, воспитанным на лучших традициях русского и советского искусства. .. Надо сохранять и продолжать традиции нашего замечательного города, воспитывать у молодежи чувство прекрасного. А такое поведение на экране нам кажется недопустимым, свидетельствующим о явной нетребовательности популярной артистки к своему творчеству. Телевидение, видно, пошло у нее на поводу, не проявив ни взыскательности, ни вкуса».
Сразу же после этой публикации в редакцию газеты, на телевидение, в городское управление культуры и в еще более высокие инстанции Ленинграда и Москвы хлынул поток писем. Вернее, два потока. Одни письма — в поддержку авторов заметки, другие — против. Писали целыми коллективами — НИИ, КБ, факультеты и отделения техникумов, институтов; писали рабочие цехов и совхозов области, жильцы коммунальных квартир, подъездов. Большинство требовало немедленного опровержения заметки. Вот только одно из многих писем, присланных в «Ленинградскую правду»:
«В отличие от авторов заметки «Вот так «Браво»!» нашей семье показалось, что выступление народной артистки РСФСР Аллы Борисовны Пугачевой на «Музыкальном ринге» вполне соответствовало сценическому образу, создаваемому актрисой на протяжении ряда лет, и осуждать ее за «развязность» и «вульгарность» — значит осуждать все ее творчество в целом. А это было бы бессмысленно ввиду ее бесспорного всенародного признания.
Те, кто писал в газету, к сожалению, не указали ни рода своих занятий, ни возраста. Я почти не сомневаюсь в том, что все это — люди средних лет и специфической социальной среды, давно утратившие понимание культурных запросов молодежи (сам я льщу себя надеждой, что благодаря общению с собственными детьми в какой-то мере сохраняю это понимание). Не понимаю одного: что за привычка к публичным обличениям! Если вам не нравится телепередача, если вы своим эстетическим воспитанием не подготовлены к ее восприятию, значит ли это, что надо тут же строчить в газету? Если что-то в передаче кажется вам «оскорбительным», стоит ли досматривать ее до конца, фиксируя все «вульгарности»? Ведь есть простой выход в таком случае: не травмируя себя, переключить телевизор на другую программу, где показывают концерт классической музыки или увлекательный детектив. Я лично, когда передача кажется мне скучной или фальшивой, всегда так и поступаю, нисколько не думая при этом навязывать свое, может быть, субъективное мнение профессионалам с телевидения, ответственным за художественное и идеологическое качество своей работы. Всей семьей просим «Ленинградскую правду» напечатать это письмо в газете. Уверен, сотни других ленинградцев тоже требуют восстановления справедливости.
С уважением
Я. В. Васильков,
кандидат филологических наук».
Выйдя на ринг, Пугачева своим видом поразила даже рокменов.
Если бы хоть одно из подобных посланий опубликовали, возможно, инцидент был бы тут же исчерпан. Но в то время ленинградская пресса альтернативных мнений старалась не замечать.
Почему же молчали мы сами? Разве не мог «Музыкальный ринг» защитить если не свою честь (почему-то считалось, что это противоречит журналистской этике), то уж молодых музыкантов из «Браво» и представлявшую их ленинградцам Пугачеву?
Нет, в середине 1986 года это было еще невозможно. Телевизионные журналисты с трудом сбрасывали кандалы времен застоя, с помощью которых в течение многих лет их приучали к выполнению только вспомогательных функций в вещании.
«Ваши взгляды и ваша точка зрения никого не интересуют. Нам нужны лишь посредники, которые должны представлять на экране известных в стране людей» — так в начале семидесятых годов говорил председатель Гостелерадио СССР известному телекомментатору Юрию Фокину (Фокин недавно рассказал об этом в журнале «Журналист»), Но подобное приходилось слышать, конечно, не только столичным тележурналистам, и не только в семидесятые годы.
«...Всякий раз, когда она появляется на экране, невольно хочется выключить телевизор. Откуда этот развязный тон, неуважительное отношение к телезрителям, невоспитанность? Мы уважаем и любим Ленинградское телевидение, гордимся его передачами и хотим видеть на своих экранах высокий уровень культуры, соответствующий давним традициям нашего города».