Свои траурные даты сталинской высылки есть у многих кавказских народов - чеченцев, ингушей, карачаевцев и балкарцев, турок-месхетинцев, терских казаков, понтийских греков, амшенских армян. Все неугодные режиму этносы безжалостно высылались из родных мест...
Не исключено, что подобная скорбная дата в 1940-е годы могла появиться и в календаре народов Дагестана.
Пожилые жители Дагестана отлично помнят все намеки на скорую беду. Например, ограничение на фронтовой призыв для парней из Страны гор. Размещение в Дагестане крупных сил НКВД.
- Чекист как-то сжег у нас в сельской школе парту - пустил на дрова. В ответ на возмущение учителей, смеясь, пояснил: ничего вам из этого мол, скоро не понадобится, - вспоминал один житель Буйнакска в 2000-е годы.
По одной из версий, депортации дагестанцев активно добивался первый секретарь Компартии Азербайджанской ССР той поры, влиятельнейший «наместник Сталина» в Закавказье в Мир-Джафар Багиров, грезивший «присоединением» значительной части Дагестана к Азербайджану.
Триггером для депортации дагестанцев могла послужить поимка в Чечне в 1943-м Османа Губе - этнического аварца, диверсанта, работавшего на немецкие спецслужбы.
Однако все же преступление против дагестанского народа не свершилось в полное мере. Давайте разберемся почему.
По одной из версий, ситуацию смог спасти Абдурахман Даниялов, руководивший в годы войны Дагестаном.
Лично отправился он в Москву на встречу с Берией и Микояном, ответственным за нацполитику в СССР. Смело пообещал разобраться со своей ситуацией и своей дерзостью буквально спас родной народ.
- У тебя там в Дагестане много народов, хоть один отдай на высылку, - по легенде, полушутя обратился к Даниялову сам Берия.
На что Даниялов опять смело ответил всемогущему главе НКВД:
- Нет, не могу никого отдать. Мы - дагестанцы, один народ, как пальцы на одной руке. Разве можно хоть один палец отдать? Я за всех наших головой ручаюсь...
- Ну и голова же у тебя отчаянная, - прозвучали слова Берия.
Дагестанцев тогда действительно не депортировали в Среднюю Азию. И даже вскоре восстановили призыв из республики на фронт. Может потому что сам Берия еще и испугался возможного усилия Мир-Джафара Багирова.
Однако дагестанцам поставили тяжелейшее условие - от дагестанцев потребовали освоить горные территории высланных в Среднюю Азию соседей-чеченцев. Как дагестанские территории местных аухских чеченцев-аккинцев так и часть земли самой бывшей ЧИ АССР.
Тех же лакцев власти буквально силой заставляли покидать собственные жилища и селиться в домах высланных...
- Самое страшное было видеть в чеченских домах брошенные столы с незавершенным обедом, - вспоминал лакец-старожил Гаджи Шиллаев. Трудно передать те ужасные ощущения, с которыми мы переступали чужие пороги в навязанной роли новых владельцев.
Одним из болезненных последствий того времени остался Новолакский район - где лакцев поселили на территории, оставленной чеченцами-аккинцами... Вопрос этот в Дагестане разрешить не могут и по сей день...