Найти в Дзене
Просто Училка

"Да Лермонтов просто хайпанул на Пушкине!" Мнение современных школьников о русской литературе

И сегодня я намеренно не буду брать сложные случаи. Не будем о ребятах, которые знакомятся с великим литературным наследием только по краткому содержанию в интернете.

А именно этот способ сейчас является основным: набрали в поисковой строке название и прибавили "кратко". Получается "Анна Каренина кратко", "Мёртвые души кратко", и так далее, друзья. По всему списку и кратко.

У меня есть мальчик, с которым мы вместе с его первого класса (я репетитор). Сначала поливали тетрадки слезами три раза в неделю, потом вышли на стабильную троечку по русскому. Читали много и через "не могу". И нет, если вы подумали, что парень не очень здоровый, то совершенно нет. Нормальный он. Обычный.

Просто неинтересно было учиться. Сейчас так у многих.

Благодаря упорству мамы, которая возила его ко мне регулярно и почти без пропусков, результаты у нас всё-таки появились. Сегодня Никита имеет твёрдые четвёрки по всем предметам. Он читает. И мне бы радоваться, да? Нет. Не получается, потому что именно по Никите видно, насколько велика разница в восприятии мира. Я говорю о разнице поколений, товарищи.

Кому-нибудь в голову приходило, что М. Ю. Лермонтов написал стихотворение о гибели А. С. Пушкина не из гуманистических или идейных соображений, а исключительно из меркантильных? Чтобы прославиться и сделать себе имя?

Кто-нибудь из вас, дорогие читатели, пытался взвешивать поэзию в денежных единицах и лайках?

Задали в школе стихотворение на выбор. Мой ученик и выбрал "Смерть поэта". А так как я его приучила не подходить к заданию дежурно, а творчески, то есть, узнать про материал, почитать сверх заданного, то вот такое резюме и получила. "Сам-то Лермонтов так себе, а вовремя хайпанул и слава пришла." Научила на свою голову...

Я, разумеется, провела очень краткий опрос о Лермонтове среди других учеников. Сразу ответы:

"Не понравилось, за "Бородино" получил два, половину слов не понял. "Мцыри" – ужас, не поняла".

И так сейчас школьники думают не только про Михаила Юрьевича, но и про литературу в целом.

Приведу ещё цитаты, поразившие меня своим цинизмом:

  • Гоголь? Так он больной же был! Претензия на фантастику. Слабенько.
  • Анна Каренина дурацкий поступок. Ничего не понял.
  • Остап Бендер а кто это?
  • Маяковский отлично придумал писать каждое слово на отдельной строчке. Так платили больше. Стихи так себе, "такие себе".

Вы поймите, я всей душой и искренне переживаю за нашу великую классику. Только если продолжать запихивать силком и на оценку всё то, до чего необходимо дорасти и дойти по своей воле, то мы её потеряем.

Да, я знаю, что в некоторых школах очень сильные учителя, которым удаётся привить к литературе любовь и интерес. Но таких единицы, а остальные воспринимают этот предмет как вредную тягомотину.

Учителя делают вид, что объясняют, а ученики делают вид, что учат. Взаимовыгодная фикция, не более того.

Нет, я не призываю полностью отказаться от заучивания наизусть. Это необходимая тренировка для мозга. Нет, я не призываю отказаться от классических произведений в школьной программе.

А уже без моих пафосных призывов и так всё происходит, друзья мои.

Что думаете про школьную программу по литературе? Не пора ли спасать писателей от неприязни современных (совсем других) ребят? Про Гоголя что думаете? На мой взгляд величайший писатель. Каждая буква в его фамилии большая. Мой любимый писатель. Один из многих. Как нам не потерять бесценное наследие? Или оно станет кастовым, не для всех? Расскажите о ваших любимых писателях, кто перевернул вашу жизнь? Мою перевернул Булгаков. Одним словом, жду вас! Приходите пообщаемся.

Вот здесь мы уже "Мёртвые души" обсудили. Результат примерно тот же.