Найти тему

Удивительная жизнь Франтишека/Владимира Винклера, чешского русского советского китайского скульптора

Как-то раз один читатель написал в комментах к статье на моем канале что-то вроде "Пишите больше о том, что связывает Россию и Чехию, какими был сложными не были отношения между нашими странами". Именно этот комментарий подтолкнул меня кратко рассказать о скульпторе Франтишеке Винклере, который в России был известен как Владимир Францевич Винклер.

Он родился в 1884 году в небольшом моравском городке Пршеров в семье мебельщика. Винклер-папа разглядел у сына задатки скульптора и отправил юного Франтишека в Прагу. Тот учился в мастерской Станислава Сухарды, ведущего чешского скульптора-модерниста начала XX века.

После окончания обучения у молодого одаренного скульптора было немало планов на будущее. Но реализовать их он не успел - началась Первая мировая война.

Франтишек/Владимир Винклер
Франтишек/Владимир Винклер

Его призвали в армию. Но вместо того, чтобы отправить его рядовым пехотинцем в окопы, 30-летнего Франтишека Винклера сделали штабным фотографом. Правда, военная карьера не сложилась. Он очень быстро попал в русский плен.

Винклера отправили в Омск. Город тогда переживал бурный подъем промышленности и культуры. Узнав, что этот чех - скульптор, местные власти предложили ему заняться тем, что он умеет лучше всего: украшать здания.

И Винклер забыл про войну. Теперь он не Франтишек - он Владимир Францевич. С парой других чехов-военнопленных он украшает Новый академический театр (сегодня - Омский академический театр драмы). Статуя Крылатой славы на крыше театра, созданная им - прямая отсылка к статуям крылатых ангелов на крыше пражского Театра на Виноградах.

Омский академический театр драмы со статуей работы Винклера
Омский академический театр драмы со статуей работы Винклера

Для здания Управления Омской железной дороги (сегодня это Омский государственный университет путей сообщения) он создает скульптуры в стиле барокко - "Путь" и "Тяга", "Движение" и "Управление".

Статуи на здании Управления Омской железной дороги создавались прямо на месте, на 20-метровой высоте
Статуи на здании Управления Омской железной дороги создавались прямо на месте, на 20-метровой высоте

Весной 1918 года Винклер женился на юной омичке Елене Мусатовой. В стране разгоралась гражданская война, его соотечественники из Чехословацкого корпуса захватили контроль над сибирскими железными дорогами, и скульптор перебрался во Владивосток.

В перспективе он собирался уехать на родину. Но вернуться вместе с Чехословацким корпусом не вышло: Винклеры ждали сына, а потом, когда он родился, молодая мама оказалась не готова к путешествию.

Винклер продолжил работу во Владивостоке. Здесь он украшает своими скульптурами рестораны и кинотеатры, а в 1926 году выполняет непривычный заказ - создает для "Дворца Труда" огромные барельефы К. Маркса и В. И. Ленина, а также композицию композицию "Пролетарий, разбивающий цепи на земном шаре".

До наших дней эта работа Винклера не сохранилась
До наших дней эта работа Винклера не сохранилась

В 1928 году он, все же, покинул Советскую Россию с помощью чехословацкого консула Г. Гейна и отправился в Харбин. Тогда это был русский анклав на территории Китая. Здесь он, в основном, создает надгробные памятники, но среди его работ - бюсты Николая II, императрицы Александры Федоровны и их сына Алексея.

Потом Харбин захватывают японцы. Вернуться на родину опять не удается - то бюрократия, то родина с 1939 года перестает быть независимым государством.

Это - работы харбинского периода, причем сделанные уже по заказу японской администрации. Скульптуры, прототипами для которых послужили сын Винклера Игорь и дочь Елена, созданы для набережной реки Сунгари
Это - работы харбинского периода, причем сделанные уже по заказу японской администрации. Скульптуры, прототипами для которых послужили сын Винклера Игорь и дочь Елена, созданы для набережной реки Сунгари

В 1945 году в Харбин входят советские войска. Эмигрантская история города заканчивается, теперь он, вне всяких сомнений, часть Китая, участвующего в социалистическом эксперименте. Винклеру опять находится работа - он ваяет фигуры танкиста, пехотинца и моряка для монумента в честь освобождения Харбина от японцев.

Последняя монументальная работа Винклера - статуи Сталина и Мао Цзе-дуна для памятника советско-китайской дружбе. Но из-за бюрократизма китайских чиновников они остались незаконченными, безголовыми.

Жена Винклера умерла в 1941 году, оставив его с шестью детьми. Сам Франтишек/Владимир Францевич прожил еще 15 лет, надеясь когда-нибудь вернуться на родину. Но увы - документы на отъезд в Чехословакию пришли через некоторое время после его смерти, которая случилась 18 июля 1956 года.

Здесь можно увидеть историю о приспособленце, который находил себе место при любом режиме и ваял то ангелов, то Ленина, то Николая II, то Мао. Но, может быть, это история о человеке, для которого его работа была важнее любых политических изменений?