В начале XX века русской аристократической тусовке наскучили званные вечера и литературные кружки «для своих». С появлением новых стилей в искусстве, появились новые имена, и они искали новые формы общения. Идея пришла в голову Борису Пронину, сумасброду и кутежнику, который при этом оказался отличным организатором. Пронин занял денег и организовал в подвале дома, в котором жил, арт-кафе.
Сейчас уже не разберешь, чья была идея названия. По одним данным - Алексей Толстой во время прогулки крикнул:
«А не напоминаем ли мы сейчас бродячих собак, которые ищут приюта?»
По другим – сам Пронин, который сравнивал творческих людей с бродячими собаками. Главное – идею подхватили! Кабаре «Бродячая собака» - то ли вызов, то ли пощечина прежним нравам в культурной среде.
Простой подвал с пестро раскрашенными стенами, нехитрая мебель, рояль, камин. В главном зале находился большой круглый стол со знаменитой люстрой над ним. Актриса Ольга Высотская бросила на люстру длинную белую перчатку. А режиссер Николай Евреинов накинул на одну из свечей черную бархатную полумаску (есть версия — тоже перчатку). Эти вещи украшали люстру до конца существования кафе.
«Бродячая собака» стала культовым местом для столичной богемы. Разрабатывается целая система ритуалов для своих в виде пригласительных билетов: бесплатных для «гг действительных членов общества» и дорогие, доставшиеся по рекомендациям людям, не имевшим отношения к культуре и искусству. Поэты и артисты прямо из-за столов поднимались на сцену, читали стихи, пели, разыгрывали постановки. Это был коктейль из куража и веселья с возможностью проявить себя. Простым людям тут не было места, все завсягдатаи были яркими личностями.
Одной из частых гостий «Бродячей собаки» была Анна Ахматова, которая посвятила значимому месту стихотворения «Все мы бражники здесь, блудницы..,» и «Да, я любила их, те сборища ночные…». В них она точно отразила атмосферу в заведении.
Все мы бражники здесь, блудницы,
Как невесело вместе нам!
На стенах цветы и птицы
Томятся по облакам.
Ты куришь черную трубку,
Так странен дымок над ней.
Я надела узкую юбку,
Чтоб казаться еще стройней.
Навсегда забиты окошки:
Что там, изморозь или гроза?
На глаза осторожной кошки
Похожи твои глаза.
О, как сердце мое тоскует!
Не смертного ль часа жду?
А та, что сейчас танцует,
Непременно будет в аду.
Кроме Ахматовой в «Собаку» захаживали Николай Гумилев, Михаил Зенкевич, Осип Мандельштам, Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Георгий Иванов, Георгий Адамович, Тэффи, Николай Клюев, Евгений Вахтангов. Бар был магнитом для творческих и талантливых людей.
Рано или поздно заканчивается любой карнавал. Согласно легенде арт-клуб был закрыт из-за драки, устроенной Владимиром Маяковским после прочтения стихотворения «Вам»:
Вам, проживающим за оргией оргию,
имеющим ванную и теплый клозет!
Как вам не стыдно о представленных к Георгию
вычитывать из столбцов газет?!
…Вам ли, любящим баб да блюда,
жизнь отдавать в угоду?!
Я лучше в баре бл***м буду
подавать ананасную воду!
Конечно, все было намного проще и прозаичней. В 1914 году началась Первая мировая война. Многие из посетителей ушли на фронт. Гостей становилось все меньше. Менялись времена и нравы. Многие потом вспоминали о кафе с грустью об уходящей эпохе. Впрочем, легенды о «Бродячей собаке» до сих пор будоражат умы и помогают по-другому посмотреть на людей и события Серебряного века.
Как сказала Татьяна Толстая о старом поколении «собачников»:
«Должно быть, они вволю выпили вина в дни своей молодости, на последнем пиру свободы, под сводами “Бродячей собаки”. Надеюсь, они пируют и сейчас, в вечности, там, где выплачены все долги, прощены все обиды, а молодость никогда не кончается. Надеюсь, они слышат мою благодарность за то, что они были».
#искусство #культура #поэзия #знаменитости #серебряный век #литература #история #интересныефакты