Найти тему
Юрий Туркул

Гвардейский морской экипаж в Императорской Гвардии России.


Я стараюсь не писать на флотскую тему, но когда собирал материал о казачьих гвардейских частях, прочел историю Гвардейского морского экипажа и подумал, что читателям будет интересно узнать об этой удивительной части.

16 февраля 1810 года по указанию Александра I был сформирован Гвардейский морской экипаж. При формировании Гвардейского экипажа, в его состав включили команды придворных гребцов и яхт. Гвардейский морской экипаж состоял из 4 рот и артиллерийской команды, состоящей при экипаже. По штату в Гвардейском экипаже предполагалось иметь: командир(капитан 1 или 2 ранга) - 1, обер-офицеров - 12, боцманов и боцманматов - 8, квартирмейстеров - 12, клерков офицерского чина и унтер-офицер - 2, матросов - 360, младших юнгов - 24, шкипер и помощников его - 3, комиссар - 1, баталер и унтер-баталер - 2, поваров и лекарей - 4, фельдшеров - 2. В артиллерийской команде по штату имелось: лейтенант - 1, унтер-лейтенант - 1,старший унтер-офицер -1,младший унтер-офицеров- 7, бомбардиров - 20, канониров - 20, слесарь - 1. Денщиков в экипаже полагалось иметь 34 человека. Всего в экипаже по штату было 518 человек.
12 марта 1812 года Гвардейский экипаж выступил из Санкт - Петербурга в Вильну в составе Гвардейского корпуса. Занимался экипаж устройством мостов и дорого, уничтожением мостов и дорог, в том числе и в тылу противника. Участвовал в боях и отличился при Кульме. В боях экипаж потерял 54 матроса и 6 офицеров. Гвардейский экипаж принял активное участие в войне 1812-14 годов. В 1814 году экипаж вернулся в Санкт-Петербург.
В 1815 году Гвардейский экипаж был соединен с резервным экипажем, который был сформирован в Санкт-Петербурге в составе 4 рот. Гвардейский морской экипаж стал состоять из 8 рот(в каждой роте по штату имелись три офицера, 10 унтер-офицеров и 115 матросов), артиллерийской команды и ластовой роты состоящих при экипаже. В экипаже по штату было определено: командир экипажа - 1, обер-офицеров 26, боцманов и боцманматов - 16, квартирмейстеров - 64, матросов 920, младших юнгов - 48, музыкантов - 49 ,клерков офицерского чина и клерков унтер-офицеров- 2, шкиперов - 6, комиссаров классных офицерского чина - 2, баталеров - 3, нестроевых и денщиков - 145 человека. Всего в экипаже было 1285 человек. В артиллерийской команде состояли: офицеров -4, унтер-офицеров старших и младших 16, бомбардиров - 40, канониров - 40, нестроевых - 10 человек. Всего - 110 человек. В ластовой роте числились: офицеров - 2, боцманов и боцманматов - 6, квартирмейстеров - 4, матросов - 115, нестроевых - 7, Всего 132 человека.
В русско-турецкую войну 1828-1829 годов экипаж принял участие в десанте на гребных судах в Турции. Впоследствии участвовал во взятии крепости Сизополя. 18 июля 1830 года экипаж вернулся в Санкт-Петербург.
В 1831 году экипаж участвовал в подавлении польского мятежа.
В августе 1831 года артиллерийская команда была преобразована в роту.
17 марта 1848 году экипаж был переформирован вновь в 4-х ротный состав, с артиллерийской командой и ластовой полуротой.
В 1852 году к экипажу приписали понтонное отделение к в составе 20 матросов, 8-ми унтер-офицеров. В 1854 году был сформирован резервный полуэкипаж и понтонный парк при экипаже(в составе 5 офицеров, 324 нижних чинов). В 1856 году, по окончанию русско-турецкой войны, понтонный парк и резервный полуэкипаж были расформированы .
В 1854 -55 годах году участвовал в обороне кронштадта,(в состав экипажа были приписаны винтовые лодки в количестве 3 единиц).
В 1857 году была сформирована машинная рота и ластовая рота стала называться нестроевой. В 1858 году к экипажу была приписана колесная яхта "Штандарт" и "Царевна".
В 1863 году Гвардейский экипаж участвовал в подавлении польского мятежа.
#казаки #история казачества #россия #история россии #армия россии #интересные факты #война
В 1877-78 году принимал участие в русско-турецкой войне(2 роты).
В 1900-1901 годах принимал участие в участие в военных действиях в Китае.
В 1904-1905 годах личный состав Гвардейского экипажа принимал участие в русско-японской войне, в составе команд боевых кораблей.
В 1911 году в экипаже состояли царские яхты: "Штандарт", "Полярная звезда", "Александрия", "Царевна" и "Марево".
В составе Гвардейского экипажа числились боевые корабли: крейсер 1 ранга "Олег"и эскадренные миноносцы "Войсковой" и "Украина". В 1910 году на его 200-летие, в экипаже числилось: 7 адмиралов и генералов, 26 штаб-офицеров, 65 обер-офицеров и 2090 нижних чинов.
В годы 1 мировой войны корабли относящиеся к Гвардейскому экипажу воевали на Балтийском море.
Из Гвардейского Экипажа было сформировано два отдельных батальона, которые воевали на сухопутном фронте вместе с гвардией. Батальон состоял из двух рот, пулеметной, подрывной и прожекторной команд.
Уважаемые читатели. Если вас интересует история казачьих войск(а их было около 50 за всю историю Российской империи) и иррегулярных формирований Российской Империи, подпишитесь на канал и вы можете узнать например: об
Исетском казачьем войске, об Екатеринославском казачьем войске, об Азовском казачьем войске и других казачьих войсках и формированиях. Думаю вам будет интересно узнать и об иррегулярных формированиях народов России: Бурятское войско, Тунгусский казачий полк и другие формирования из народов России. Узнаете, какие учебные заведения готовили кадры для этих войск.
P.S. Уважаемые читатели. Если вам понравилась статья, поставьте лайк. Буду очень благодарен. И не забудьте подписаться.