Найти тему
Бинарный учитель

Миша идёт в науку

Учитель говорит: "Мой предмет самый важный и самый главный! Вы можете не изучать другие предметы, но ["историю", "обществознание", "математику", "ОБЖ", ...] вы знать должны!"
Учитель говорит: "Мой предмет самый важный и самый главный! Вы можете не изучать другие предметы, но ["историю", "обществознание", "математику", "ОБЖ", ...] вы знать должны!"

Не могу не похвастаться. Он уникальный человек, к нему у меня огромное уважение. Дело в том, что в началке на нем поставили крест не только учителя, но и он сам. Как бы грубо это не звучало, но факт. За что бы он не взялся ничего не получалось.

В первый раз я обратил на Мишу внимание во втором классе в начале учебного года, когда он пролил краску на альбомный лист, на котором рисовал 40 минут. У него случилась такая истерика, что мне сделалось очень даже не по себе. Он стоял, ревел, и пинал батарею отопления, а одноклассники убеждали, что все в порядке, что они привыкли и это нормальное поведение Миши. При этом психических отклонений у ребенка не было по утверждению школьного специалиста по девиантному поведению. Разумеется, предметы не давались по той же причине: правила забывались в самый неподходящий момент, почерк был такой, что в фельдшеры его бы взяли даже без наличия медицинского образования. Особо нигде не выделялся, был своего рода шумный, неуклюжий ежик.

Учитель говорит: "Я один, а их много. На дифференцированный подход у меня нет времени. Это обязанность ["родителей",  "классного руководителя", "директора" ... ]". Ну и как то так выходит, что он прав, пока работает внутри этой системы, пока он совместно с коллегами не попытается что-то поменять.
Учитель говорит: "Я один, а их много. На дифференцированный подход у меня нет времени. Это обязанность ["родителей", "классного руководителя", "директора" ... ]". Ну и как то так выходит, что он прав, пока работает внутри этой системы, пока он совместно с коллегами не попытается что-то поменять.

Благодаря заботливо выращенному синдрому неудачника у него были тройки с переходом на двойки и рекомендация после окончания четвертого класса сменить учебное заведение (лицейскую программу тянули не все). Или по крайней мере не связываться со специализированным инженерным классом.

Когда он пришел в пятом классе на мой урок информатики, то принес с собой шлейф нелестных рекомендаций. Однако прошел год и предсказания коллег внезапно потеряли актуальность. Нет, он не стал учиться лучше и не нашел сразу себя в IT. Ничего глобально не поменялось, однако за этот год я позволил ему проще относиться к учебе на моем предмете, убрал ограничительные рамки. Например, позволял во время изучения темы "Компьютерная графика" рисовать каляки-маляки вместо задания, как у всех, а черепаха-исполнитель выписывала на экране такие фуэте, что сбегался посмотреть весь класс. Как минимум он стал с желанием приходить на мой предмет.

Вторым этапом - сделал ему в конце года подарок. Когда обсуждались кандидаты на городскую викторину по информатике, пробил его участие. Классный руководитель тогда сказала: "Вы серьезно??? Вы уверены? Миша?" Я ответил, что парню надо дать шанс хотя-бы раз в жизни выделиться, что он весь год старался и сделал намного больше, чем я ожидал от него в сентябре. Причем, он должен быть капитаном! Команда выступила неплохо, но самое главное это был первый Мишин успех. Пусть в команде, но часть победы заслуженно была его!

Учитель говорит: "Не списывать! Каждый сам за себя! Я должен оценить как каждый из вас понял тему!". Работодатель скажет: "В вашем резюме написано, что вы умеете работать в команде, почему команда жалуется на то, что вы ["тянете одеяло на себя",  "отбиваетесь от коллектива", "не выполнили задание и из-за вас не был в срок завершен проект" ... ]".
Учитель говорит: "Не списывать! Каждый сам за себя! Я должен оценить как каждый из вас понял тему!". Работодатель скажет: "В вашем резюме написано, что вы умеете работать в команде, почему команда жалуется на то, что вы ["тянете одеяло на себя", "отбиваетесь от коллектива", "не выполнили задание и из-за вас не был в срок завершен проект" ... ]".

После этого был долгий путь мотивирования с моей стороны и самомотивации с его. Провальная борьба с Паскалем (будь он проклят), убеждение, что программирование и шаманизм - это одно и то же, и в 9 классе выход на Питон. На тот момент я отработал методику преподавания Питона и внедрил его в образовательный процесс. Это помогло наконец-то начать писать практикоориентированные, а не абстрактные программы.

На ОГЭ Миша получил высокий балл по информатике и это был предельно возможный разрыв с результатами по другим предметам. Я понял, что зацепился! Надо дожать и в 10 классе заставить его через увлечение информатикой вытянуть другие предметы. Как?! Вариантов решения, зная особенности характера Миши, не было.

На лето я выдал традиционно игнорируемый всеми классами, список дистанционных курсов по программированию. Но в начале 10-го класса (2018-2019 учебный год) оказалось, что как минимум три человека прошли курсы. В том числе и Миша по Java. Я предложил им поучаствовать в инженерном турнире в категории "Программирование", тем более что класс стал инженерным, пришли новые ребята. Отличный локальный турнир! Жюри состоит из практикующих программистов, а задачи построены так, что в зачет идет не только решение, но и оригинальная методика. Нет ограничений в выборе аппаратно-программных средств, что сразу позволяет размахнуть фантазию. У нашей команды, например, была идея купить машинное время какого-либо суперкомпьютера для обсчета нескольких задач!

С учетом того, что в инженерном 10-11 классе была углубленная информатика, 4 урока в неделю, а также благодаря тому, что много тем было изучено до 10 класса (так получилось, класс то специализированный), я позволил команде работать над задачами на уроке. Разумеется, выполняя при этом домашние задания, которые выдаются всему классу. Эта форма организации уроков дала участникам команды просто какие-то нереальные общеобразовательные результаты. Ребята, во время решения задач этого инженерного конкурса, выучили самостоятельно огромное количество технологий, причем мне стыдно, но я на тот момент не знал достаточно многого из того, что за это время узнали они. За лето пришлось наверстывать. Сообщал об их практических успехах знакомым практикующим программистам. Вердикт однозначный - можно идти стажироваться и поступать на заочку. Слава богу участники команды сами так не считали, а я не пиарил такой лайфхак :) Стек технологий которыми овладели ребята на тот момент в принципе позволял сходу начать зарабатывать.

Очень неожиданно показал себя другой ученик, Семен. Бывший троечник по математике, который на волне споров с ребятами о логике решения задач, добился того, что стал в команде признанным и бесспорным аналитиком и лидером математического направления проекта, а парень он очень вспыльчивый и эмоциональный. Благодаря работе в команде парень настолько подтянул математику, что настроился сдавать профильный вариант ЕГЭ. Они отбирали у меня магнитно-маркерную доску и чуть не до драки спорили над логикой прямо на уроке, а натыкаясь на препятствия в виде недостатка знаний поднимали на уши всех учителей.

Для решения одной из задач им потребовалась для исследования база из более чем миллиона фраз. Для этого они отпарсили содержимое одной самой известной библиотеки пиратских книг! Несколько раз их банили за попытку DDos. Один из членов нашей команды списался с администрацией после второго бана и объяснил, что они школьники и библиотека нужна им для выполнения школьного задания. Тогда им порекомендовали конкретное зеркало. Но и к нему со временем доступ оказался закрыт. Несколько дней у нас в компьютерном классе одновременно было запущено около 20 компьютеров для параллельных вычислений. Программное обеспечение работало днями в ограниченное, незанятое учебным процессом, время.

Учитель говорит: "Я не готов тратить на вас свое личное время, это мне не оплачивается". Важно сказать это в лицо. Чтоб знали, не все в жизни можно получить по щелчку. Но потом, обязательно, не забыть приписать себе все успехи ребенка и его репетитора.
Учитель говорит: "Я не готов тратить на вас свое личное время, это мне не оплачивается". Важно сказать это в лицо. Чтоб знали, не все в жизни можно получить по щелчку. Но потом, обязательно, не забыть приписать себе все успехи ребенка и его репетитора.

Миша два года подряд был начальником своей маленькой исследовательской лаборатории. В первый год они стали лучшими в решении одной из пяти задач. На второй год они научились использовать машинное обучение и порвали всех. Миша дважды был одним из победителей индивидуального первенства. Когда он победил в первый раз, он подошел ко мне и сказал: «Я хочу поступить на прикладную информатику». Я ответил: «Круто! Рад за тебя! Прикладное программирование – это денежное направление!». Но вдруг услышал: «Нет, я хочу заниматься наукой. Мне очень понравилось решать трудноразрешимые задачи». Вот она зацепочка номер два! Я сказал, что он не поступит пока не подтянет математику до профильного ЕГЭ, а с корявыми буквами и безграмотными словами он вылетит с первого курса (врал конечно, но подсекал как мог). Он сказал: «Я все сделаю, что в моих силах, чтобы поступить».

Как-то длинно и пафосно получилось, но я считаю это своим главным профессиональным успехом в том году. Миша поступил туда куда и мечтал. Но на платное отделение. Несмотря на то, что информатику он сдал на 82 балла, математика все же подкачала: сдал профиль, но не настолько хорошо.

Разумеется, мой вклад здесь минимальный, однако я их не упустил, не накачал никому не нужными избыточными знаниями, которые сдулись бы на выходе из школы уже в июне. Жаль, что нет и не может быть никакого лекала, по которому можно было бы проворачивать такое с каждым классом. Это как рыбалка: улов зависит от обстоятельств, благодаря которым в одной точке соберутся рыбы, наживка и рыболов-спортсмен, а также от погоды, настроения рыбака, влияния окружающих коллег-рыбаков, бросают ли они камни в воду и от рыбнадзора разумеется. Два моих следующих класса, 10 и 11, оказались не готовыми заниматься в таком режиме, но это не только их вина. Даже на мотивированных школьников давит пресс нашей образовательной системы и ее верных адептов - сторонников "зубрёжных" методов обучения. Причем как учителей, так и родителей.

Но как получилось, что, не занимаясь в привычных рамках классно-урочной системы мои ребята замечательно сдали ЕГЭ, получили начальные профессиональные навыки и главное оказались уверенными в выборе профессионального пути? В чем разница между моей командой программистов и остальным классом, при сравнительно одинаковых контрольных результатах? Наверное в том, с какими эмоциями они идут на урок информатики, в том, какие жизненные приоритеты они ставят. Вернее, в том, что они вообще ставят хоть какие-то приоритеты в отличие от остальных!

Учитель говорит: "Учи!". "Я не понимаю!" - говорит ученик. ["Я и сам то не очень понимаю", "А мне в школе тоже было не так уж легко", "Главное, чтобы зазубрил и написал ВПР" ... ] - думает учитель.
Учитель говорит: "Учи!". "Я не понимаю!" - говорит ученик. ["Я и сам то не очень понимаю", "А мне в школе тоже было не так уж легко", "Главное, чтобы зазубрил и написал ВПР" ... ] - думает учитель.

Система диктует учителю давать максимальный выхлоп от каждого ученика, любой скажет: мой предмет самый важный и самый главный! Негласно считается, что это дает некий соревновательный эффект, побуждает более ответственно относиться к работе, не брезговать любыми инновационными методиками. К чему приводит этот поиск вечного идеала? Год за годом мы рапортуем об удачном внедрении какой-то новой методики, получаем звания и награды и каждый следующий год выясняется, что она не такая идеальная как нам казалось. А за нашими подопытными кроликами портфели носят родители, так как любой способен поднять, но не каждый сможет донести до школы.