Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Афоня" (СССР, 1975) и "Осенний марафон" (СССР, 1979)

"Афоня" (СССР, 1975)

В "Афоне" (1975) нет лирического очарования картины "Я шагаю по Москве", мудрой иронии и философской глубины "Осеннего марафона"... Но зато есть блестящие актерские работы Леонида Куравлева и Евгения Леонова и насмешливость сатирической сказки со счастливым концом. Леонид Куравлев играет сантехника жэка Афоню обаятельным хамом, чувствующим себя в бесхозяйственной стихии "развитого социализма" как рыба в воде. Этаким современным "пролетарием", получающим огромное удовольствие от своей власти над простыми людьми, попавшими в безвыходное положение по причине протекающих труб, раковин и унитазов...

В свое время критики упрекали режиссера в том, что он вместо вынесения Афоне окончательного сатирического вердикта послал ему в финале романтическую любовь в образе ангельской героини Евгении Симоновой. Но так сказка на то и сказка, чтобы добрая волшебница всегда могла расколдовать незадачливого Иванушку, испившего водицы из колодца Бабы Яги...

Александр Федоров, 1991

-2

"Осенний марафон" (СССР, 1979): Горестная жизнь лжеца

Картины Г. Данелия рассчитаны как бы на несколько уровней восприятия — первый, тот, что лежит на поверхности сюжета, внешне часто совсем незамысловатый, и второй — "внутренний", основанный на глубочайшем раскрытии психологии героев фильма, обращенный к нашему ассоциативному мышлению. Экранный мир режиссера заставляет нас задуматься и не может оставить равнодушным.

Так случилось и в печальной комедии "Осенний марафон" (1979), поставленной по сценарию талантливого драматурга А. Володина, повествующему о "горестной жизни плута" (кстати, таково было рабочее название картины).

И действительно, жизнь в общем-то неплохого человека — писателя-переводчика Бузыкина (О.Басилашвили) складывается горестно. А виной тому он сам. Добрый, отзывчивый, готовый помочь в беде, тактичный, вежливый, но слабовольный и поневоле лживый. Причем лжет Бузыкин, казалось бы, из гуманных побуждений: не желая причинить боль нелюбимой жене (Н. Гундарева), из боязни обидеть любимую женщину (М. Неелова). Он не может раз и навсегда посмотреть правде в глаза, сделать окончательный выбор. Бросаясь из стороны в сторону, стремясь быть хорошим для всех, Бузыкин, по сути дела, растрачивает свою жизнь впустую.

Помнится, в фильмах "Жил певчий дрозд" О.Иоселиани и "Объяснении в любви" И.Авербаха главные герои — были тоже мягкими и добрыми. Музыкант Гия в цепи бесконечных чужих дел так и не смог сочинить заветную мелодию, но, целиком отдавая себя людям, приносил им добро и радость. А журналист Филиппок — скромный и немного смешной "недотепа" всю жизнь посвятил двум идеалам: призванию и любви к единственной женщине...

Бузыкин же приносит близким лишь разочарование и боль.

Гия из фильма О.Иоселиани в финале нелепо гибнет под колесами автомобиля. В "Осеннем марафоне" главный герой попадает в нелепую ситуацию: его чуть не сбивает машина. Но в том-то и дело, что только чуть. Случай, ставший для Гия роковым, получает у Данелия комедийную, саркастическую окраску: между водителем и Бузыкиным происходит фарсовая перебранка.

Даже в этом небольшом эпизоде отчетливо прослеживается авторская концепция, по которой трагедия может обернуться фарсом и наоборот (вспомним убийство пьяного старика в "Совсем пропащем").

Время событий, происходящих на экране, обозначено самим названием — осень, но, думается, жизненный "марафон" Бузыкина был бы столь же печальным и в любое другое время года. Недаром красоты "очей очарованья" ничем не выделены изобразительно. Фильм снят С. Вронским подчеркнуто просто, своеобразно развивая бытовой, заземленный стиль "Афони", его предыдущей совместной работы с Г.Данелия.

С.Вронский — оператор удивительно разносторонний, тонко чувствующий и отлично воплощающий режиссерский замысел. "Классический" реализм "Братьев Карамазовых" (режиссер И. Пырьев) сочетается в нем с эффектной, сверкающей романтикой цвета кинопоэмы Э. Лотяну "Табор уходит в небо", с точно выписанными композициями игровых новелл "Фитилей". В "Осеннем марафоне" проявляется еще одна грань мастерства С. Вронского — филигранное искусство портрета: его камера передает всю гамму сложных, неоднозначных нюансов духовного мира героев картины.

Говорить об актерских работах фильма, значит, говорить о несомненных удачах. Прежде всего, это относится к Олегу Басилашвили. Им и до того было сыграно немало интересных ролей ("Возвращение "Святого Луки", "Раба любви", "Смешные люди" и другие). Особенно запомнился зрителям элегантный проходимец Самохвалов из "Служебного романа" Э. Рязанова, поданный блестяще, с великолепным комедийным вкусом. Поэтому вдвойне приятно видеть, что возможности актера далеко не исчерпаны: Бузыкин, безусловно, — одна из лучших ролей О. Басилашвили, причем абсолютно не похожая на предыдущие.

Героиня Марины Нееловой, напротив, во многом сродни прежним работам актрисы ("Слово для зашиты", "Фотографии на стене" и другие). Та же неустроенность, болезненная ранимость, стремление к счастью, искренность чувств.
Зато Наталья Гундарева предстала перед нами в совершенно новом качестве. Предыдущие ее работы ("Вас ожидает гражданка Никанорова", "Сладкая женщина") познакомили нас с ее простыми, нередко недалекими героинями, активно желающими взять от жизни "положенное им по нраву" — любовь и материальные блага. Умная, интеллигентная жена Бузыкина — их полнейший антипод. В глубине души смирившись с постоянной ложью мужа, она также, как и он, не находит в себе силы переменить свою судьбу...

Как всегда жизненно наполнено, емко и смешно выглядит Е.Леонов в роли соседа Бузыкина. Небольшие, но запоминающиеся эпизоды сыграны Н. Крючковым и Б. Брондуковым.

На мой взгляд, удача авторов "Осеннего марафона" бесспорна.

Александр Федоров, 1979