Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

«Африканские игры»

Есть такие книги, которые ты не понимаешь с первого раза. Не потому, что это какое-то мудрёное многослойное произведение, а потому что ты видишь в книге совершенно не то, чем она является на самом деле из-за формы повествования. Недавно я перечитал понравившуюся мне пять лет назад приключенческую повесть Эрнста Юнгера «Африканские игры». Вот только оказалось, что приключения тут не главное.

Действие повести разворачивается на рубеже 19 и 20 века, когда мысль о большой войне кажется глупой фантазией, а будущее видится оптимистичным. Но далеко не все видят себя частью этого мира, скованного сотнями правил и законов, называемых цивилизацией, где тебе ещё в детстве предопределяют твою роль и будущее. Не удивительно, что юный шестнадцатилетний герой, живущий в небольшом провинциальном городке в Германии разочарован в окружающей действительности. Его настоящее подчинено школьному расписанию, будущее – работе, возможно нелюбимой и в нём совершенно нет места приключениям. И поэтому в юноше растёт бунт против системы, подпитываемый читаемыми им запоем рассказами о далёких странах и отважных исследователях, шагающих там, где нет дорог и цивилизации. Мысль о том, чтобы вступить в общество этих людей становится всепоглощающей и приводит к побегу от опостылевшего комфорта в неизвестность – в Африку.

Правда способ наш герой выбирает странный, показывающий, что он ничего не смыслит в большом мире – он решает вступить в французский Иностранный Легион, посчитав его билетом в землю обетованную, где можно будет сбежать и наконец-то стать свободным. Сбежать... из армии... На пути юноши к мечте будут постоянно попадаться люди, пытающиеся отговорить его, утверждающие, что таким образом он сломает себе жизнь. Но разве слушают юнцы глупых взрослых, застрявших в своём опостылевшем мирке обыденности и не понимающие, что это клетка? Нет, конечно. А потому не смотря на все препоны он попадает в Легион, но Африка, Легион и вожделенная свободная жизнь оказываются вовсе не тем, чем казались в воспалённом грёзами сознании. «Куча камней она и в Африке куча камней».

История о столкновении с реальным миром юнца, о его взрослении, и есть стержень всей книги. У героя есть цель, он к ней идёт преодолевая проблемы, а достигнув цели перед ним будет испытание и выбор. В других приключенческих романах провал испытания сделал бы героя только сильнее, подтолкнув к новым попыткам или путям, но только не у Юнгера, герой которого вопреки логике приключений выбирает вариант, на первый взгляд, означающий сдачу. При первом своём прочтении книги я поражался этому, так как автор обрывал историю на самом интересном, завершая коротенькими философскими рассуждениями. А всё потому, что я не понимал, что приключения в данной истории лишь кости, а мясо это истории встреченных по ходу сюжета персонажей и именно в них вся суть книги.

А персонажи эти колоритные, да и как им не быть таковыми, если Легион всасывал в себя цвет отбросов общества Европы. Пути попадания в Легион у всех были разные, но неизменно одно – сломанные судьбы, заставившие пойти тянуть пять лет лямку в колониях за жалкие гроши от иностранного государства. Одни – это скитальцы, тяга свободы которых вступает в жесточайший конфликт с обществом из-за чего единственный путь для них получить свободу это надежда на то, что после вступления в Легион они смогут бежать и зажить новой прекрасной свободной жизнью. Другие – это нищие и оборванцы, идущие сюда за миской супа и новой одеждой. Третьи – мелкие мошенники и преступники, заигравшиеся и в конце концов провалившиеся, для них Легион это способ скрыться от своего прошлого. Четвёртые – это люди у которых изначально есть некий душевный надлом, который приводит их к саморазрушению и бегству от привычного им мира. Пятые – те кто нашёл наконец-то смысл жизни, хоть и в службе в Легионе.

Для всех этих людей Легион это спасение и проклятие, так как он не дарует свободы, наоборот, загоняя в ещё более жесткие рамки армейской дисциплины. Из-за этого конфликта ожиданий и реальности хотя бы раз любой легионер пытается сбежать, но все на чём-то прокалываются. Все знают, что успешных побегов ещё не было, но всё равно, кто от безысходности, кто от самонадеянности или скуки пытаются раз за разом совершить невозможное и бежать. Этот побег, у кого физический, а у кого духовный и есть проклятие всех, кто попал в легионеры, так как они сами себя поставили в эту ситуацию, сами заперли в клетку и выкинули ключ, ведь вступление в легион сугубо добровольное. Главный герой, попав в мир сломленых людей, сам по сути пытается сломать свою жизнь, отличаясь от всех окружающих лишь тем, что у него всё ещё есть шанс избежать этого. И все события, все небезынтересные истории, расказанные встреченными персонажами, они подталкивают сделать тот единственно правильный выбор не с точки зрения развития сюжета, а с точки зрения реального человека, попавшего в такую ситуацию.

И собственно сам Юнгер, когда оказался перед таким выбором поступил точно также, как и герой книги. Потому что это книга про него - все обстоятельства описанные в повести, имели место в 1913 году, когда он сам сбежал в Иностранный легион. Юнгер незначительно изменил обстоятельства, сделав героя чуть младше и немного отдалил время действия от большой войны. Но все переживания главного героя это его собственные переживания, его собственные мысли и суждения, которые он выстрадал в этом небольшом африканском приключении.
И Юнгер совершенно не скрывает к какой мысли он подводит читателя, высказывая её в лоб в последних строчках: «Жить, как ему хочется, может каждый», — гласит известное изречение; правильней было бы сказать: жить, как ему хочется, не может никто». Мысль эта кажется совершенно лишней, если воспринимать повесть, как приключенческую. Но если читать книгу именно как философское и драматическое произведение, то мысль эта оформится в голове уже к середине книги.

При этом, читая повесть, я постоянно себя ловил на мысли, что некоторые типажи легионеров у меня вызывают ассоциации с героями «Центурионов» Жана Лартеги. И хотя почти все, встреченные в книге легионеры, немцы, окажись они в одной комнате с Буаферасом, Эсклавье или де Глатиньи, то быстро нашли бы общий язык. Хотя их и разделяет добрая полсотня лет и они дети совершенно разных обществ. Сам Юнгер, которого от времени действия книги отделяет всего-то два десятка лет, описывая общество постоянно делает ремарки, что «сегодня это не встретить» и «конечно, многое сегодня изменилось». Но этот панегирик довоенной Европе не должен сбивать с толку, так как хотя в книге общество начала двадцатого столетия и выступает не в качестве декорации, а как тоже один из героев, но история, описанная Юнгером, и посыл будут неизменны и по сей день. Можно не соглашаться с автором, приводить доводы против его основной мысли, но не хочется. Такова сила таланта.

Автор - Владимир Герасименко