Группа Iron Maiden по праву получила статус культовой. Причём не только среди фанатов металлической музыки, но и среди «обывателей», которые знакомы с рок-музыкой по пабликам, вроде «Институт благородных рокерш». Однако, некоторые альбомы, на мой взгляд, остались на отшибе истории рок-музыки. И это, как многие наверняка догадались – альбомы, которые «Железная Дева» выпускала до прихода в группу Брюса Дикинсона.
Айрон Мэйдэн - панки?!
Можно много спорить о том, подходил ли голос Пола Ди Анно в такой каноничный металлический коллектив. Всё-таки, этот певец сочетал в себе манеру не только старой школы хард-рока, но и некоторую панковскую нотку.
Кстати, я много где читал, что первые альбомы Iron Maiden относятся чуть ли не к панк-року. Хочется спросить у этих людей: «Вы вообще слушали альбом?» Или это подхваченное суждение из каких-нибудь рецензий 80-х годов, а потом в виде испорченного телефона донесённое до нашего времени? Даже в Википедии есть упоминание этого жанра. Соглашусь, некоторые ритмические ноты панковского «чёса» в руках барабанщика Clive Burr всё же присутствуют, но тогда они есть практически во всех хэви-метал группах начала восьмидесятых годов.
И всё-таки, как бы ни старался дебют «Мэйденов» играть тяжёлый метал, но от корней хард-рока середины и конца 70-х никуда не убежать. И это не удивительно – ведь альбом «Iron Maiden» 1980 года по сути является компиляцией лучшего материала, исполняемого группой с 1977 года. Сначала нас встречает едва ли не главных хит «Девы» после «Труппера» - «Prowler». История о бродяге, который блуждает по городу в поиске одиноких девчонок. Естественно, со своими собственными целями. Песня имеет фирменный хитовый вступительный запил, который въедается в голову слушателя и заставляет напевать и намурлыкивать этот незамысловатый мотивчик.
Ни шагу без прога!
Зато второй трек ставит нас перед тем фактом, что корни альбома находятся именно в прогрессивном роке. «Remember Tomorrow» показывает борьбе между таинственным вступительным перебором, основанном на плавающей реверберации, и жёстким хэви-металлом, который буквально борется за своё место под солнцем. И знаете – им прекрасно удаётся сосуществовать. Эту, по сути, прог-роковую композицию позже исполнял и Брюс Дикинсон.
Интересный факт, что после ухода из группы Пол ДиАнно не получает отчислений за песни, записанные во времена первых двух альбомов. А старина Брюс свободно поёт её на концертах. Вот так-то.
Медиатор - вон!
Запись дебютного альбома сопровождалось длительными поисками продюсера. Хотя группа уже хорошо отрепетировала свой лучший концертный материал, но на студии ребята работать пока не привыкли. Например, одним из кандидатов был Энди Свит (из группы Sweet), который никак не мог заставить бас - гитариста Стива Харриса использовать при игре медиатор. Занятно, что после такого бунтарского настаивания на своей точке зрения в метале появилось много пальцевых басистов.
Следующий трек «Running Free» с натяжкой можно назвать слегка припанкованным. Прежде всего, благодаря «оттянутой» назад доле в партии ударных. Но вступивший бас уже говорит нам – «Господа, перед вами первые шаги Второй Волны Хэви-металла». Более того, уже на этом треке появляется одна из главных стилистических особенностей данного жанра – солирующие электрогитары, которые играют в интервал. Причём забавно, что в композиторском плане здесь нет ничего гениального – обычные нисходящие или восходящие секвенции. Но как говорится – всё гениальное – просто!
Хотя мне и нравится «Запомни завтра» с её чисто прогерскими мотивами, но моим любимым треком с дебютника назову, пожалуй, «Phantom of the Opera». Это цельное многочастное произведение, которое, несмотря на семиминутное звучание, ни в коем случае не скучно слушать. Каждый рифф запоминается, более того вторая вариация куплета (со 2 минуты) может стать вполне хорошим упражнением для начинающего рок-гитариста. Все части скомпонованы вполне логично и между ними нет резких переходов. Не обходится и без прогрессивного рока, который, слышно, что очень нравится музыкантам. И конечно, отличное гитарное соло, которое сочетает в себе элементы и классического хард-блюз-рока, и уже отличительной черты в виде двух перекликающихся электрогитар.
Поездка в Трансильванию
«Transylvania» - это отличный инструментал, в котором укладываются перечисленные выше фишки. А вот «Strange World» - это такой «Remember Tomorrow», в который не «врывается» хэви-метал. Чисто прог-рокерская штука с таким проникновенным соло, что этот трек не может не попасть в меломанский плейлист.
На дебютнике нет проходного материала. Вот и «Charlotte the Harlot», начинающайся как хэви-боевик, в середине обволакивает прекрасным прогрессивным куплетом. Зато в конце возвращение ощущается очень динамичным и «металлическим». Возвращается, чтобы закончиться на безостановочном и энергичном «Iron Maiden».
Отблагодарить автора статьи или заказать обзор на свою любимую (или даже Вашу собственную) группу/альбом
Благодарю за дочитывание! Также буду признателен Вашему лайку, рекомендации друзьям (поделиться), комментариям. Спасибо и до встречи на новых статьях!