Найти в Дзене
"Живу - думаю - пишу"

Ирина Одоевцева. Любимая ученица Николая Гумилева. Яркий человек, поэтесса и писательница.

Ирина Владимировна Одоевцева
Ирина Владимировна Одоевцева

Но прежде всего - одна из лучших мемуаристок первой волны русской эмиграции, истинная свидетельница эпохи, под легким и острым пером которой буквально оживают великие поэты и прозаики Серебряного века.

Ирина Владимировна Одоевцева (урожденная Ираида Густавовна Гейнике; литературный псевдоним выбран по имени матери) родилась в Риге, в семье адвоката в 1895 году, автор многих поэтических сборников, повестей и романов. Но особую ценность представляют ее мемуары «На берегах Невы» и «На берегах Сены».

Ирина Владимировна входила во второй «Цех поэтов», в группу «Звучащая раковина», где близко сошлась с Н. Гумилевым, ставшим ее литературным учителем.

В 1923 году вместе с мужем, поэтом Георгием Ивановым, уехала в Париж, в свадебное путешествие. Но путешествие превратилось в эмиграцию. Однако и вдали от родины Ирина Владимировна не чувствовала себя полностью от нее оторванной. Она поддерживала внутреннюю, духовную связь со своей страной, постоянно надеясь на возвращение. Три с половиной десятка лет длилась совместная жизнь – и, конечно, литературное творчество – Ирины Одоевцевой и Георгия Иванова. Они сумели приспособиться к новым обстоятельствам, избежать трагической судьбы большинства эмигрантов. Благодаря отцовскому наследству Одоевцева устраивала вечера поэтов и даже балы, для которых снимала специальные помещения. Война резко изменила ее жизнь. В послевоенные годы резко чередовались полосы везений и чудовищных неудач.

В 1958 году во Франции, вдали от родины, Георгий Иванов умер. Как ни тяжел был этот удар, Одоевцева не сломалась, она продолжала жить и работать.

В конце 70-х годов Ирина Владимировна соединяет свою жизнь с писателем и литературным критиком Горбовым Яковом Николаевичем. В эмиграции работал таксистом, ушел добровольцем на фронт. После войны написал роман «Осужденные».

Новый удар настиг И. В. Одоевцеву в 1981 году. Она заканчивала редактирование своих новых мемуаров «На берегах Сены», когда скончался ее второй муж. Долгие два года она провела в больнице. Затем, когда, наконец, она переехала домой, подкралось самое страшное – одиночество. Лишь несколько верных старых друзей навещали ее, проводившую все время в инвалидном кресле. Спасали книги.

В 1987 году по приглашению Союза писателей Ирина Одоевцева вернулась в Петербург, успела увидеть издание своих произведений на родине.

Ей было двадцать два, когда на родине произошла революция; двадцать семь, когда она вынужденно оказалась в эмиграции, длившейся шестьдесят пять лет; девяносто один, когда родная земля позвала ее назад. Сама Одоевцева считала это необыкновенно большим подарком судьбы, полученным ею словно бы за всех тех, о ком она писала в своих мемуарах и кто не дожил до этого времени.

В воспоминаниях поэтессы отражен дух целой эпохи – так называемого Серебряного века. Читая ее книгу, мы погружаемся в неповторимую атмосферу того времени, мастерски воссозданную автором.

Мемуары Ирины Одоевцевой, начиная с момента первой публикации и до сегодняшних дней, пользуются интересом и любовью читателей.

Ирина Одоевцева, несмотря на то, что старалась говорить о себе «как можно меньше», концентрирует внимание на тех сторонах жизни, которые соотносятся с личным ее опытом. Таковы воспоминания о голодных днях в Петербурге, учеба у Николая Гумилева, участие в литературных вечерах:

-3

Времена написания мемуаров автор – героиня, очень молодая и наивная девочка, и подчеркивает это различными деталями (например, постоянно упоминается бант, который носит Одоевцева – ученица Гумилева). Из автобиографических свидетельств в книгах Одоевцевой создается образ начинающей поэтессы, вошедшей в литературу на исходе серебряного века, затем известной писательницы. В произведениях в большом количестве приводятся монологи Николая Гумилева. Он делится воспоминаниями детства, своими взглядами на искусство, семейную жизнь и многим другим.

Также И. Одоевцева неоднократно приводит отрывки или полные тексты собственных стихотворений, которые она читает Гумилёву:

Я сижу на сафьяновом красном диване.

За окном петербургская снежная даль.

И я вижу, встает в петербургском тумане

Раззолоченный, пышный и милый Версаль…

Мемуары И. Одоевцевой насыщены отрывками из стихотворений, что, с одной стороны, естественно: речь идет о литературной жизни, о поэтах и писателях. В автобиографическом сюжете наиболее наглядно проявляется личность мемуариста. Писатель создает свой автопортрет, становится героем собственного произведения. Характер автора раскрывается в поведении, в отношениях с людьми, с миром. Доброжелательная, снисходительная Одоевцева отражает прежде всего положительные стороны людей. В литературных мемуарах И.Одоевцевой «На берегах Невы» документальная основа образов соединяется с эстетическим принципом их воплощения, произведение включают в себя целую портретную галерею писателей 10 – 50 -х годов двадцатого века. Индивидуальность каждого отчетливо проявляется в изображении Ирины Владимировны, при этом она пользуется широко распространенными общими приемами: портретная характеристика, авторская оценка, отражение поведения человека, его речевой манеры и т. д.

В потоке литературных свидетельств, помогающих понять и осмыслить феноменальный расцвет русской культуры в начале XX века, воспоминания поэтессы Ирины Одоевцевой, несомненно, занимают свое особое, оригинальное место. Она с истинным поэтическим даром рассказывает о том, какую роль в жизни революционного Петрограда занимал «Цех поэтов», дает живые образы своих старших наставников в поэзии Н.Гумилева, О.Мандельштама, А.Белого, Георгия Иванова и многих других, с кем тесно была переплетена ее судьба. В качестве приложения в книге пачатается несколько стихотворений И.Одоевцевой., Одоевцева Ирина Владимировна На берегах Сены. Ошеломляющий успех книги «На берегах Невы» вдохновил Ирину Одоевцеву на создание второй части мемуаров, книги «На берегах Сены», посвященной жизни русских литераторов в эмиграции. Так же, как и в первой книге, Одоевцева рассказывает прежде всего не о себе, а о тех людях, с которыми столкнула ее судьба. Персонажи этой книги - К. Бальмонт, Г. Иванов, Г. Адамович, И. Северянин, М. Цветаева, И. Бунин.

*** На берегах Невы.

В конце восьмидесятых годов небывалым, а по нынешним временам и просто фантастическим тиражом 150 000 экземпляров впервые в России вышла книга поэтессы Ирины Одоевцевой "На берегах Невы" (1967). Это был живой голос из блистательного Серебряного века. Герои этой книги - русские поэты Николай Гумилев, Анна Ахматова, Владимир Маяковский, Осип Мандельштам, Георгий Иванов… Тогда "На берегах Невы" прозвучали для многих как откровение. И сейчас, спустя годы, эта книга - памятник людям и памятник эпохе, созданный "маленькой поэтессой с огромным бантом", - читается с огромным интересом, настолько "живо" описаны ее персонажи. Феноменальная память Одоевцевой позволила ей и через много десятков лет воспроизвести разговоры, дискуссии, споры того времени.

В книгу вошла прославленная мемуарная дилогия Ирины Одоевцевой. "На берегах Невы" - первая книга легендарных воспоминаний, посвященная жизни литературного, музыкального и художественного Петрограда в страшный, переломный, трагический период Октябрьского переворота и послереволюционных лет.

-4

*** На берегах Сены.

"На берегах Сены" - вторая книга воспоминаний, в которой писательница рассказывает о жизни "русского Парижа", о встречах с И. Буниным, И. Северяниным, К. Бальмонтом, 3. Гиппиус, Д. Мережковским и со многими другими в годы, когда на берегах Сены писались золотые страницы истории искусства Русского зарубежья.