Найти в Дзене
Игорь Рабинер

Карпин пошёл по пути Оксимирона. Но тренер и рэпер — разные профессии

Привет, с вами Игорь Рабинер!

Прошла уже почти неделя после эпического интервью Валерия Карпина в «Коммент.Шоу» — а его обсуждение не то что не затихает, а только набирает обороты. Так, в пятницу ему была посвящена целая программа «Есть тема» на «Матч ТВ» — а для этого нового полуденного ток-шоу выбираются только самые острые, способные вызвать бурный зрительский отклик темы. И нередко их обсуждение походит, скажем так, на повышенных децибелах. Но, что любопытно, не в этот раз. Тут участникам было действительно интересно разбираться, а не орать.

Всё это говорит о том, что в случае с интервью Карпина мы имеем дело не просто с интересной беседой в YouTube-канале, а, не побоюсь этого словосочетания, с социокультурным феноменом. Интервью Карпина в вызывает какой-то тектонический сдвиг в сознании. Вижу это хотя бы по количеству звонков и сообщений самых разных людей с разными взглядами, но одним и тем же вопросом: «Ну и как тебе это?»

Потому что оно не про футбол, а про сегодняшнюю жизнь.

Меня здорово зацепила аналогия, придуманная моим хоккейным коллегой Дмитрием Ерыкаловым (тем самым, что на днях устроил сетевую войну не с кем-нибудь, а с Владимиром Соловьевым — подробности найдёте сами, если захотите), который сравнил интервью Карпина с недавним нашумевшим треком рэпера Оксимирона «Кто убил Марка?» Прямо в точку. Думал о чём-то таком, но не мог для себя сформулировать, а Ерыкалов это сделал.

Я же, хоть и не поклонник рэпа, но и «Кто убил Марка?» посмотрел/послушал, и рецензии на него почитал. Потому что почувствовал за этим явление, выходящее далеко за жанровые рамки. И понял, как же людям 2020-х нравятся вот эти сеансы публичного самообнажения.

На меня 2020-е тоже не могут не воздействовать — может, поэтому за месяцы Карпина в сборной я и сам стал относиться к нему как человеку лучше, душевнее. Но не могу найти для себя ответа на другой вопрос.

Все это — история, вызвавшая у очень многих сочувствие и симпатии к Карпину-человеку.

Но по нему как по тренеру она может сильно ударить.

А люди две эти вещи, по-моему, не то что не различают, а сильно путают. В очередной раз сработка на свою и так зашкаливающую популярность в народе, Валерий Георгиевич, возможно, принёс ей в жертву отношения с командой.

Он чётко говорит, что не знает, что делать — и не скрывает своей неуверенности, что сможет психологически подготовить команду к мартовским стыковым матчам.

Он, формально (многие используют слово «кокетливо», и с ними трудно не согласиться) взяв вину на себя, мочит футболистов в хвост и в гриву. Вплоть до прямых обвинений в трусости и отсутствии яиц — нет, не за самоотдачу, по которой «ни к кому претензий нет», а за то, что прятались от мяча и не играли так, как договаривались. Хотя, может, проблема в том, что договаривались неправильно, и Карпин, выбирая тактику, неправильно рассчитал силы и мастерство своей команды в сравнении с финалистами последнего чемпионата мира?

Я не очень хорошо понимаю, как игроки после этого будут с ним работать. Ну, вернее работать-то будут, если он сам после всего испытанного и сказанного до стыков, извините, не «сольётся», - но как будут его воспринимать и к нему относиться. Будет ли он для них по-прежнему тем «тренером-другом», каким был до Хорватии и этого интервью.

Мы радуемся степени откровенности Карпина. Мы радуемся тому, что «Валера — живой человек». Но нужно ли тренеру быть живым человеком и публично рефлексировать, не мешает ли это работе? Может, сильно даже мешает. Если бы Анатолий Тарасов, Виктор Тихонов, Константин Бесков, Валерий Лобановский занимались вот таким моральным эксгибиционизмом, они никогда в жизни бы не выиграли. Тарасов из них был самым большим экстравертом, но и он никогда в жизни себе ничего подобного не позволил бы. Потому что он не имел права допустить, чтобы игроки, прочитав его или услышав, в нем засомневались.

Ох, как всё это сложно. Но одно дело, когда себя выворачивает наизнанку рэпер, и другое — спортивный тренер. Хотя современным людям все это заходит одинаково хорошо. Но публичная оценка и работа — разные вещи. Если бы тот же Станислав Черчесов, когда у него с осени 2016-го по начало лета 2018-го довольно скверно получалось с результатами в сборной, в отчаянии начал вот так публично обнажаться — не было бы никакого четвертьфинала ЧМ-2018.

Зато, может, была бы народная любовь. За то, что показал себя живым человеком. За публичное самообнажение.

Журналист Sports.ru Александр Головин (не путать с тёзкой и однофамильцем — игроком «Монако») в том самом ток-шоу «Есть тема» назвал Карпина «средним тренером», а народную любовь к нему объяснил недостатком искренности в российском футболе, которую Карпин (то же, кстати, относится к Леониду Слуцкому, у которого с Валерием Георгиевичем великолепные отношения) с лихвой компенсирует.

Схожую с Головиным мысль — но, может, не столь категоричную — я для себя выразил в формуле: «Карпин интереснее своего футбола».

Но опять же — опыт научил меня не вешать на тренеров (как и на игроков) ярлыки раз и навсегда. Поэтому и воздерживаюсь от формулировок вроде «средний тренер». Сегодня — да, средний и берёт только харизмой, согласен. Но кто знает, что будет завтра?

В 2003 году ЦСКА Валерия Газзаева, напичканный деньгами, проиграл дома в квалификации ЛЧ македонскому «Вардару» — 1:2. Я написал текст на первой полосе «СЭ», в котором назвал его, на тот момент совмещавшего клуб-лидер РФПЛ со сборной России, «тренером для внутреннего пользования». Даже не ярлык налепил — ярлычище.

И ведь он полностью соответствовал тому, что происходило. Последний успешный матч Газзаева в еврокубках на тот момент случился 11 (!) годами ранее, когда его «Динамо» в 92-м прошло сильное «Торино».

А потом были домашние 0:6 «Динамо» от «Айнтрахта», после чего Газзаев на пресс-конференции подал в отставку (сейчас такое представить сложно), 2:7 «Алании» от «Рейнджерс» в квалификации ЛЧ, поражения от венгерского МТК, норвежского «Лиллестрема»...

Возглавив в 2002-м сборную, Валерий Георгиевич-старший начал бодро — с 4:2 у Ирландии и 4:1 у Албании, но следующей весной взял ноль очков в двух гостевых отборочных матчах с Албанией и Грузией. И вскоре случился «Вардар». Так что вы понимаете — у моего ярлыка были основания.

Вот только меньше, чем через два года Газзаев выиграл Кубок УЕФА.

После 3:0 в полуфинале у «Пармы» я в тексте для «СЭ» взял свои слова о тренере для внутреннего пользования назад. Никто меня об этом не просил. Но я сам решил, что если однажды повесил на тренера ярлык — пусть на тот момент и справедливый, - то и в обратной ситуации не имею права промолчать. И не из-за Газзаева, с которым мы осенью 2004-го в Лондоне за день до «Челси» - ЦСКА нецензурно друг друга обозвали и едва не подрались (нас разнимали), а из-за читателей, из которых не надо делать дураков. Они прекрасно помнят, что ты говорил раньше, и, когда потом всё происходит совсем иначе, ты не имеешь права делать вид, что ничего не говорил.

После той истории я уже ни на кого не вешаю клеймо. Сегодня кажется, что рождённый ползать летать не может. А завтра он учится, извлекает уроки, делает шаг вперёд и — взлетает.

Посмотрим, как выйдет с Карпиным, которого, на мой взгляд, недоброжелатели не вполне справедливо упрекают в недостаточной тактической глубине.

Главному тренеру совершенно необязательно самому быть въедливым тактиком, гиком, Бердыевым. Как раз при карпинской харизме и всех его качествах достаточно правильно выстроить работу штаба, распределить и делегировать полномочия, чтобы этот недостаток нейтрализовать.

Важно, что необходимость этого самого делегирования Карпин понимает, сам об этом говорит и это делает — на примере Виталия Кафанова. И мы видим эффект. Но при этом не идёт дальше, и я не вижу, кто в его штате может заниматься тактикой так, как в штабе того же Черчесова — Мирослав Ромащенко, Онопко? Писарев? Кто?

Сила молодого тренера Андрея Шевченко — именно в его понимании, как надо делегировать полномочия. В его штабе сборной Украины важнейшую роль играл Мауро Тассотти. А в штабе Юргена Клинсманна на домашнем ЧМ-2006 — Йоахим Лёв.

Чемпионство-2017 «Спартак» выиграл далеко не из-за тактических познаний Массимо Карреры — другое дело, что ему самому не хватило опыта и здравого смысла, чтобы не слушать окружение и сохранить штаб золотого сезона с его полномочиями.

И Юрий Палыч никогда не вникал в очень уж детальные тактические глубины, зато чутьё на правильных для команды игроков в правильный момент с правильным настроем и отношением к делу у него просто звериное. Да что там — сэр Алекс никогда сам не проводил тренировок и не изобретал революционных схем. Ему в миллион раз важнее было наблюдать за игроками и правильно воздействовать на них. А для остального в штабе существовали другие люди.

Да вот Жора Кудинов, знающий об итальянском футболе всё, рассказывал на лайве, что Антонио Конте при всех его успехах — тоже не про тактические премудрости, а куда больше про харизму.

Тренерская профессия не имеет железных правил — как выиграть. Каждый доходит до этого своим путём. Валерий Георгиевич пока не дошёл. Но набор его качеств, мне кажется, позволяет со временем добрать тех, которых ему сейчас не хватает. Другое дело, что он для этого сам должен их осознать. И, главное, не слушать многочисленных соловьев, поющих вдохновенные трели в его честь.

Когда в голосованиях Карпина 40% называют лучшим тренером — не в футболе, а в спорте! — России 2021 года, это ненормально. В «Ростове» он закончил сезон в РПЛ 9-м, и команда провалила весну. Проиграла первые два тура нового чемпионата — он перестал совмещать. Принял сборную, которая делила 1-2 места в группе, - закончил турнир на втором. Понимаю, что отношение людей — оно во многом про харизму. Но чтобы до такой степени оно не зависело от результата — такого просто не может и не должно быть.

Потому что главное в командных видах спорта — всё-таки результат и игра. А их, в отличие от максимальной яркости своей личности и искренности «Оксимирон-стайл», Карпин пока нам не предъявил.