Найти тему
ТрудоУстройство

Кадровый электронный документооборот одобрен в Госдуме. Что это значит для работников?

Кадровый электронный документооборот (КЭДО) – это возможность вести кадровую документацию исключительно на компьютерах, без дублирования в бумажном виде.

Источник фото: exonproject.ru
Источник фото: exonproject.ru

Хорошо это или плохо?

Огромный плюс закона – с его введением в действие жителю Камчатки можно будет поступить на работу хоть в Калининграде. Исчезнут препятствия в виде заполнения реальных бумаг, соискателю не придётся лично ехать к работодателю, чтобы поставить пару подписей. Удалённо оформить работника станет намного проще и безопаснее, а значит, работодатели начнут смелее нанимать людей из других регионов. Планируется, что подпись удалённый работник сможет поставить через портал госуслуг.

Тем, кто уже работает, дадут возможность выбора между обычным бумажным и электронным форматом. Если же на предприятии за электронное ведение проголосует больше половины коллектива, работодатель сможет перевести на него всю организацию.

При этом опять же имеется выбор: компания вправе приобрести или разработать собственную информационную систему либо работать на единой цифровой платформе «Работа в России».

Источник фото: behance.net
Источник фото: behance.net

Минусов закона пока три:

1. Он сырой. Полностью отказаться от бумажного документооборота пока не получилось. Например, приказ об увольнении всё ещё должен выпускаться в печатном виде и заверяться собственноручной подписью директора. На это пришлось пойти под давлением профсоюзов, чтобы у работника при необходимости было что приложить к исковому заявлению. Но по прикидкам экспертов, в течение двух-трёх кварталов закон скорректируют.

2. Программы и платформы для документооборота несовершенны. Один малюсенький сбой – и можно лишиться половины базы. А в кадровом делопроизводстве это и зарплаты, и режим труда и отдыха, и будущие пенсии людей. Резервное копирование – излишняя роскошь, по мнению многих бизнесменов, и как будут восстанавливать утерянные по техническим причинам сведения, пока не ясно. Очевидно, законотворцы рассчитывают, что основная масса работодателей начнёт использовать платформу «Работа в России». Ну, и базы Пенсионного фонда – какая-никакая гарантия.

Кроме того, компьютерная грамотность населения далека от идеала. Учитывая, что кадровый документооборот, бывает, ведут не самые образованные лица, трудно ждать, что всё необходимое окажется заведено в базу точно и в полном объёме. Отсутствие бумажного дубликата опять же поставит восстановление записи под большой вопрос.

3. Электронный документооборот имеет широкое поле для злоупотреблений со стороны работодателя. Внести в базу изменения в спорных случаях – пара минут, а у работника не останется ни шанса доказать жульничество, особенно, если он уже уволен, а работодатель ведёт кадровый учёт в собственной системе. Кроме того, переводить денежные средства работников на сторонние счета станет значительно проще, этим могут воспользоваться недобросовестные должностные лица.

Источник фото: wallhere.com
Источник фото: wallhere.com

Конечно, хотелось бы верить, что всё будет хорошо. Прогресс не стоúт на месте, приходится идти с ним в ногу. Да и борьба с безработицей – не последнее дело.

Но я бы посоветовала по возможности не отказываться пока что от бумажных документов, собирать и хранить всё, что удастся вырвать из отдела кадров. Вполне вероятно, это вам когда-нибудь поможет.

Закон в настоящее время передан в Совет Федерации. В случае его одобрения сенаторами он попадёт на подпись к президенту и вступит в силу со дня официального опубликования.

Так что ждём новую версию Трудового кодекса, который окончательно впишет в систему кадровый электронный документооборот в России