Мама и бабушка родом из Минска. В детстве любил петь песни на белорусском языке.
Мать угадала творческую жилку сына. Отец ненавидел его лицедейские штучки, считал актерство разгильдяйством и распутством.
Это правда, их профессию сопровождают особенности вольной жизни, подтвердил Валерий. Он попортил кровь жене Кате чрезмерным увлечением игорными заведениями в период, когда страна была ими переполнена. С одного удара в Лас-Вегасе выиграл пять тысяч долларов, и это стало стартом зависимости.
- Я вообще заводной.
Избавился, когда, как по щелчку, исчезли все казино. И жена сказала, что просто болеет из-за его игромании.
- Самым большим счастьем в моей жизни была Катя. Этому не может быть повтора. Это как жизнь. Она едина в своем воплощении. Она дается один раз. Так и счастье в ней тоже единожды.
Друг сказал на прощании с супругой Гаркалина:
- У Кати было два генеральных проекта. Один - Валерик. Другой - Ника (дочь). И оба удачные.
- Только кинематограф делает нас популярными. В нас на улице тыкают пальцем. Благодаря ему, мне в спину говорили: "Капусточка, конечно, дело хорошее. Но в доме надо держать и мясные закуски".
- Только в театре можно добиться эксцентричного ощущения мира. Театральная жизнь для меня способ существования. В театре можно играть всё. А в кино - или самого себя, или предлагаемые обстоятельства.
Когда играл Хлестакова, Плучек ждал от него движения в сторону Миронова, его природы, его подачи.
- А я представлял себе, что это Жириновский.
- Гоголь - абсурдист мирового класса.
В театре Сатиры застал могикан - Менглета, Аросеву, Ткачука, Державина...
- Это были звезды. У них было особое место не просто в театре, а в искусстве вообще. Таких - неповторимых - людей больше не было. И не будет.
Он тоже был неповторим.
Замены не видно.
В театральном вузе считал главную задачу воспитать в начинающем актере индивидуальность, неповторимость. Самойлову с Мордюковой невозможно перепутать. А сейчас?
Проблема молодых людей в том, что они не читают. Спросил на коллоквиуме студента, кто с кем воевал в романе "Война и мир".
- Он впал в кому. "Неужто немцы?"
******
Из документального фильма "Грешен, каюсь..."
- Я когда предстану перед Всевышним, у меня будет большой серьезный разговор.
Фильм заканчивался снимками смеющегося актера.
И мне хочется проводить его аплодисментами. И улыбкой, которая неизбежно появлялась, стоило ему появиться на экране или сцене.
Пусть Всевышний отнесется к нему благосклонно.