Найти тему
Валерий Грачиков

Светоч русской науки сдержал слово, данное девушке, гонял немцев по пьяни и скрутил в бараний рог трех наглых матросов

Между прочим, в этом году, 19 ноября, исполнилось 310 лет со дня рождения славного человека, помора и светоча русской и российской науки Михайлы Васильевича Ломоносова. За годы своей бурной и интересной жизни он прославился не только изобретениями, научными трудами и одами. Жизнь у него тоже была бурная и увлекательная. И это не только учеба и научные труды. Доводилось ему и оказаться насильно рекрутированным в прусскую армию. По пьяной лавочке, не без этого. Но великий ученый, на то и велик, чтобы выбраться из любой передряги.

Так вот в жизни Михайлы Васильевича было много разных историй. Я напомню только о трех небольших моментах.

О том, как Ломоносов держал свое слово

Так уж получилось, что во время учебы в Европах Ломоносов снимал квартиру у вдовы пивовара фрау Цильх. У фрау была дочка Елизавета Христина в возрасте 18 лет. И Михайло Васильич, как и положено настоящему студенту, пожил на квартире на полную катушку и с душой. В общем, получилось так, что Елизавета Христина оказалась слегка "в положении".

-2

Но надо отдать должное Михайле Васильевичу – он дал девушке честное благородное слово, что обязательно на ней женится. И хоть и не совсем сразу, но слово свое сдержал. С Елизаветой Христиной они прожили всю дальнейшую жизнь. Правда, в живых у них осталась только одна дочка Елена. А внучка – Софья выйдет замуж за генерала Раевского. И у Софьи с генералом Раевским родится дочь - Мария Николаевна Волконская, одна из жен декабристов.

Как написал потом в своих воспоминаниях бывший одноклассник Ломоносова Пюттер:

«… Среди прочих студентов там находились двое молодых русских, посланных царицей в Марбург, которые жили насупротив меня. Один из них в особенности привлек мое внимание, так как я частенько наблюдал поутру, как он ел свой завтра, состоявший из нескольких селедок и доброй порции пива. Потом познакомился с ним ближе и сумел оценить как его прилежание, так и силу суждения и образ мыслей. Это был прославившийся впоследствии в своей стране Ломоносов. Перед своим отъездом он ал обещание дочери одного марбургского горожанина жениться на ней и впоследствии сдержал слово…»

О том, как Ломоносова лишили жалования за то, что он немцев гонял по пьяной лавочке

-3

Дело в том, что Михайло Васильевич пиво пил не только во врем учебы в Европах, но и после того, как вернулся в Петербург, где стал адъюнктом Академии наук с жалованием в 360 рублей в год. Адъюнкт – это что-то вроде младшего научного сотрудника. А 360 рублей в год тогда – это было не то, чтобы много, но и не так уж мало.
Так вот в Петербурге Ломоносов не только активно занимался научными трудами, но и кутежами тоже. И в 26 апреля 1743 года так накутился, что вломился в зал заседаний Академии Наук, где начал приставать к секретарю Христиану Винсгейму, обещая, если тот станет пререкаться, пересчитать ему зубы:

«….Бранные слова посыпались по адресу Шумахера и других иноземцев, а Винцгейму Ломоносов обещал, если только тот произнесет еще одно слово, поправить все зубы. К нему он опять вернулся из географического департамента и стал доказывать, что он и его сотоварищи не имели права не допускать его до академических заседаний, причем академикам он дал лестные эпитеты... Винцгейм заявил Ломоносову о своем намерении занести все это в протокол. Разбушевавшийся адъюнкт ответил с сознанием собственного достоинства: «Да, да, пишите; я смыслю столько же, сколько и профессор, а притом я природный русский!…»

Закончилось это выступление тем, что Ломоносова на полгода отлучили от Академии и посадили под домашний арест. После завершения ареста ему пришлось принести публичные извинения, после чего пришлось некоторое время работать за половинное жалование.

Впрочем, делу это если и помогло, то не очень. Потому что буквально через 10 дней после принесенных извинений под тяжелую руку Михайлы Васильевича угодил уже не немец, а его бывший одноклассник по Славяно-Греко-Латинской академии переводчик Иван Голубцов.

О тяжелой руке Ломоносова

А о том, что рука у Михайлы Васильевича была тяжелой, наглядно говорит еще один эпизод его славной жизни.

-4

Гулял Ломоносов как-то по Васильевскому острову. И загулялся, задумавшись то ли над стихами-одами новыми, то ли над химической теорией так, что начало быстро темнеть. И пока Ломоносов не замечал того, что происходит вокруг, его самого хорошо заприметили три бойких морячка, которые решили по-быстрому и легкому срубить немного денег, ограбив случайного прохожего, забравшегося куда-то не туда.

Но когда три морячка предстали перед раззявой-прохожим и предложили тому выгребать все из карманов, но все пошло совсем не так, как планировали горе-грабители. Потому что Ломоносов, как он потом сам рассказывал об этой истории:

«так ударил одного из них, что он не только не мог встать, но даже долго не мог опомниться».

Потом, второй

«весь в крови изо всех сил побежал в кусты»

А третьему наглецу Ломоносов просто приказал раздеться, собрать все вещи в узел и отдать ему, а потом:

«ударил ещё полунагого матроса по ногам, так что тот упал и едва мог сдвинуться с места»

Ну а сам Михайло Васильевич собрал снятую с матросов одежду и отправился домой, к жене и дочери. Потому что младшему научному сотруднику и матросская одежда на что-нибудь дома да пригодится. Жалование то, как мы помним, у Ломоносова было не то, чтобы большое, хоть и не самое маленькое.

Вот такой он был светоч русской науки в реальной жизни. И выпить не дурак, и подраться. И слово, данное девушке, сдержал.

----------

Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.

Мои статьи и видео доступны также во « ВКонтакте » на YouTube , в Инстаграм