Как впервые в древней истории появились русы. Как они были связаны с ободритами, как познакомились с Рюриком и как решили переехать с южной Балтики в Новгород. Сегодня поищем ответы на эти вопросы вместе с одним интересным человеком. Даст бог, что-нибудь да найдем. Итак, поехали.
Два необязательных слова перед началом
Существует несколько версий происхождения русов-Руси. Две из них претендуют на научность. Это "норманизм" и "антинорманизм". Честно скажу, теория, начинающаяся с приставки "анти-", обладает сомнительной научностью, потому что вы либо обосновываете свою точку зрения, либо пытаетесь доказать ложность чужой. Но тогда, что у вас остается в сухом остатке? Однако отбросим эмоции в сторону, забудем, что настоящая наука давно уже переросла эти рамки идеологической борьбы, и рассмотрим одну из наиболее интересных, как мне кажется, антинорманистских версий, озвученных на сегодняшний день.
Годлав - зять Гостомысла или "родственная" версия призвания варягов
"Родственную" версию призвания Руси наиболее подробно изложенную в книге современного нижегородского историка Е.В. Кузнецова. Согласно его интерпретации событий, средняя дочь новгородского князя Гостомысла, звавшаяся Умилой, была отдана замуж за знатного варяга. Однако этот воин не был норманном, как многим бы показалось. Варяга звали Годлавом, и был он князем "ободритов" или "ререгов".
Незадолго до смерти престарелый Гостомысл велел пригласить на новгородское княжение одного из сыновей Годлава и Умилы. И сыном этим оказался Рюрик (Рорик или Рерик).
Допущение профессора Кузнецова
Когда у вас нет 100-процентны аргументов, приходится как-то выходить из положения. Профессор Кузнецов пошел следующим путем. Он выдвинул предположение, что немецкое написание "ререги", данное в славянской транскрипции , должно произноситься как "рароги". А дальше еще проще: "рарог" на западно-славянском диалекте - это имя верховного славянского бога "Сварога".
Таким образом, призванный Рюрик оказывается не только внуком Гостомысла, но и ободритом, связанным с верховным славянским божеством.
Рюрик немедленно откликается на просьбу деда и организует доставку войска с южного побережья Балтийского моря в Новгород. (Точнее, в Старую Ладогу, потому что Новгород тогда еще не существовало. Кстати, кем же тогда управлял и где базировался старый Гостомысл?)
Явление "руго-русов"
Для длительной морской прогулки с большим войском на борту требовались корабли и умелые шкиперы. Поэтому в рассказе нижегородского профессора логично появляются закаленные мореходы - "руги", они же "русы", жившие (как оказалось) по соседству с ободритами. Рюрик нанял флот "руго-русов" для перевозки своей дружины и заодно уж пригласил их принять участие в походе. Русов неожиданно оказалось так много, что экспедиция, видимо, стала называться русской, если дословно воспринимать слова ПВЛ: "взяли с собой Русь всю и пришли…".
P.S.
Ну что? Как вам такая история? В ней много любопытного, хотя и многое притянуто за уши. То, что ободриты длительное время переселялись на восток, в район обитания новгородских словен, это подтверждено археологическими данными. Связь Новгорода с южной Балтикой очевидна, поэтому призвание князя оттуда можно считать рабочей версией.
Но вот можно ли на основании умозрительных "итераций" отождествлять "ререгов" с "рарогами" и делать "ругов" "русами", да еще разбавлять ими ободритов Рюрика, - если Рюрик точно был ободритом, что не доказано, - это кажется преждевременным. Над этим вопросом еще нужно работать. В целом, признаюсь, гипотеза Е.В. Кузнецова мне нравится своей научной "дерзостью". Надеюсь, у него найдутся достойные продолжатели.
P.P.S.
По другой версии, под именем легендарного Рюрика скрывается Рорик (Рерик) Ютландский, достаточно хорошо известный деятель середины IX в., человек тщеславный, активный, много воевавший и, к тому же, недавно лишившийся своих земельных владений во Фризии. Гостомысл, конечно, не стал бы звать на славянский трон подозрительного датского конунга. А вот совет "северной конфедерации", погрязший в безуспешных спорах, пожалуй, мог бы на это решиться.
Литература: Кузнецов Е.В. Славяне и русы: очерки по истории этногенеза (IV-IX вв.). - Нижний Новгород: Издательство Нижегородского университета, 1997. - 208 с.; Беляев Т.Н. Рорик Ютландский и Рюрик начальной летописи. // Seminarium Kondakoviamm. – Prague, 1929. - Вып. 3; Пчелов Е.В. Рюрик. - М.: Молодая гвардия, 2010. - 316 с., ил. - (Жизнь замечательных людей. Вып. 1477 (1277)); Кирпичников А.Н. Сказание о призвании варягов. Анализ и возможности источника // Первые скандинавские чтения. - СПб., 1997.
Если у вас остались вопросы по теме статьи, высказывайте их в комментариях, подписывайтесь на канал и будьте здоровы
О неточностях и опечатках сообщайте автору