Найти тему
НУАР-NOIR

Пророчество как лютый нуар и беспросветное безумие

-2

Дабы как-то отличать между собой культовый роман Уильяма Берроуза и не менее культовую его экранизацию, один нарекли «Голым завтраком», а вторую – «Обедом на гишом». Поскольку в оригинальном названии речь идет о «ланче», то можно переводить и так, и так. Всё равно слово «ланч» попало в заголовок случайно – в этом не было глубокой авторской задумки.

Роман Берроуза долгое время считался едва ли не проклятым, равно как сам писатель, который ассоциировался не столько с «битниками», сколько с вечным пребыванием «под химией». А потому для многих экранизация сего литературного произведения казалась делом безнадежным.

Но только не для гения странного кино Дэвида Кроненберга. Тот кстати обошёлся с литературным первоисточником очень вольно, дополнив его отрывками из иных произведений Берроуза. В итоге создал совершенно самостоятельную кинокартину, которая обладает двумя несомненными плюсами.

Во-первых, именно после фильма многим стало понятно (насколько это слово вообще применимо в данном случае), про что собственно писал Берроуз. Это чем-то напоминало ситуацию с сериалом «Пустая корона», который (о чудо!!!), наконец-то, явственно, со смыслом и внутренней логикой показал, что кроется за фразами «королевских пьес» Шекспира.

Вторым преимуществом фильма является то, что он оказался пророческим. И этот момент нам куда более интересен, нежели рассуждения о «химических галлюцинациях». Кроненберг с самого начала учёл, что писатель начинал творить в эпоху нуара и вообще был поклонником криминального жанра. Например, он участвовал в качестве «рассказчика» в фильме 1989 года «Ищейки с Бродвея».

Кадр из фильма «Обед на гишом» (1991)
Кадр из фильма «Обед на гишом» (1991)

А потому картинка получилась в высшей мере нуарной. Что усиливалось тем обстоятельством, что главную роль дали Питеру Уэллеру («Робокоп», «Крикуны»). Только вот он играет не частного детектива, а инсектора, то есть уничтожителя всякого рода тараканов. И именно насекомые меняют его жизнь.

Кадр из фильма «Обед на гишом» (1991)
Кадр из фильма «Обед на гишом» (1991)

Огромные жуки и склизкие существа, будто бы вынырнувшие из глубин творчества Лавкрафта, отдают указания. Мол, Билли, ты на передовом крае борьбы. Мы верим в тебя. Путь тебе лежит в интерзону (поговаривают, что от этого слова произошёл термин «интернет»)

Кадр из фильма «Обед на гишом» (1991)
Кадр из фильма «Обед на гишом» (1991)

Ню-триллер советско-российско-прибалтийского производства

Если же говорить о каких–то визуальных моментах, то невольно вспоминается «Касабланка» и «Почтальон всегда звонит дважды». Но куда более важным является то, что фильм стал центральным элементом в представлениях режиссера о «дополненной реальности». Он как бы продолжает «Видеодром» и предваряет «Экзистенцию». Теперь не человек определяет контент, а контент влияет на суть человека.

Кадр из фильма «Обед на гишом» (1991)
Кадр из фильма «Обед на гишом» (1991)

10 ролей XXL-блондинки плебойной генерации

Конфликты возникают не между личностями, а между «мета-контентами». Человек живет не в обычном мире, а в эргрегоре (информационном поле), где может становиться кем угодно, являя без опасений свои самые тёмные уголки души (точнее говоря, то, что от неё осталось)