Найти тему

Класс коррекции - нужен ли он?

Сейчас в педагогическом и родительских сообществах не утихают споры о классах коррекции. Нужны ли они в школах?

Пример: в классе несколько учеников с вызывающим поведением и, соответственно, запущенных в усвоении предметов. Есть такие дети, и не надо говорить, что виноваты учителя. Этих детей характеризует или гиперактивность, или наоборот - заторможенность. То и другое - особенности развития. Не факт, что ребенок потом не найдет себе место в жизни. Чаще всего это трудности развития. Необходимо повышенное внимание учителя, родителей и работа психологов. Именно психологи здесь играют важную роль. Такой ребенок ведет себя неадекватно: может орать, дергаться, приставать к одноклассникам и просто пререкаться с учителем на пустом месте, срывая урок. Для учителя это испытание выдержки и проверка на профпригодность. Для семьи... это ребенок. Нужно каждый день доказывать свою любовь, нужность конкретно вам и готовность принять ребенка в любом случае. Но! Это не значит, что эти случаи надо допускать! То есть постоянно выводить ребенка на разговор, возможно, загружать секциями, чтобы было место где можно проявить свою гиперактивность. Поэтому таких детей надо и нужно задействовать в школьных секциях. Но вот беда - в школах сейчас мало секций, а дворовые команды пропали в "лихие 90-е", переродившись в банды. Опять же - у таких детей часто наблюдается проблемная или неполная семья. То есть бедная мама старается на работе, чтобы обеспечить ребенка и ей не до воспитательных бесед - она тоже человек, который устает, а не супергерой.

Суммируя вышесказанное - нужен институт наставничества в школе. Именно в школе. То есть не просто возлагать на учителей задачу по воспитательной работе, а снять часть загрузки, чтобы они могли работать с такими детьми индивидуально. Ну хотя бы репетиторствовать, а заодно и вести беседы по душам наедине. Идеально подойдет формат кружка, где ребенок сможет расслабиться. Это мои личные наблюдения и выводы. Методисты сразу возразят и найдут слабые места.

На это я скажу так: класс коррекции, где собраны такие дети - что это? Гетто для изгоев? Будущая банда? Или место, где детям надо пересидеть до выпуска 9 класса, а потом их радостно проводят из школы? Если мы говорим о детях, то давайте подходить к каждому отдельно. Да, есть дети, которые не тянут программу по причине неврологии, особенности развития мозга. Обычно таким дают инвалидность. Но среди ровесников они могут хоть как-то научиться жить в обществе и потом, возможно, найдут свое место в жизни. Потому что у них будет навык социальной адаптации. А теперь, представьте себе как трудно учителям в таком классе, где каждый ребенок требует индивидуальной работы! Да там не более 5 человек должно быть, чтобы к каждому на уроке подсесть, еще раз объяснить тему, с учетом предмета, и помочь сделать задание. К каждому! Тогда будет толк. Представьте себе, что в классе 20 человек и все они ведут себя непредсказуемо. А давать знания надо! На что обрекают учителя в таком классе? Каждый день - как испытание выдержки и профессионализма. Пусть вредные, но это дети. Именно дети. И надо учить. А полномочий как у Макаренко у учителей нет. Почитайте внимательно "Педагогическую поэтому".

Если таких детей оставить в обычном классе возникает проблема контроля. Потому что они часто мешает и злят не только учителя, но и одноклассников. Да, воспитательный момент в этой ситуации присутствует - один эгоист учит другого эгоиста. Закончится может плохо. То есть индивидуальная работа учителя все равно необходима.

Я сейчас не говорю о детях, которых называют "бандитами". Тех, кто колотит одноклассников и обладает откровенным садисткими наклонностями. Я говорю про детей, у которых есть особенности развития в виде гиперактивности или заторможенности.

Так вот. Если кто не знает, у детей сейчас по 6-7 уроков каждый день+ 1 урок внеурочный. Школа как может старается передержать детей, чтобы они не болтались на улице. То есть кружки проводят на 8-9 уроке. Когда дети уже никакие. Им надо полежать, пообедать. А школьные столовые часто работают до 14-15 часов. И полноценных обедов там уже не дают. И это тоже проблема.

Вот вам неполная картина ситуации в школе. И нужны ли классы, куда собирают неудобных детей - я не могу сказать. Нет у меня ответа. Каждый случай требует отдельного разговора. Но тема серьезная.

Приведу педагогическую байку. Мол в коррекционный класс ( с двоечниками) пришли новые учителя. Им сказали, что дети отличники. Соответственно у новых учителей было непредвзятое отношение к детям и дети стали отличниками. Опускаю момент отсутствия основных навыков у детей и то, что учителя этого не заметили в упор. Мне любопытно что это были за дети? Если просто упущенные в плане обучения - то тогда это возможно. А если с особенностями развития, простите, но придумайте байку другую. Таким детям реально трудно усидеть урок, сосредоточиться и вникнуть в предмет. Нужны иные методики. И вот в случае с иными методиками - а именно: сделать уроки короче, перемежать их с уроками физкультуры, возможно, дыхательной гимнастикой и творческими заданиями, учителя и смогут обучить этих детей. Есть шанс.

В старших классах дети становятся более управляемыми. Приходит понимание - детство заканчивается и надо устраиваться в жизни. И этот момент можно и нужно использовать. Только ребенку приходится много "догонять". Учитывая нагрузку 9-11 классов, это может привести к срыву.

Я предлагаю использовать лето и организовывать лагеря в школе. Все-таки личное общение более результативно.

И работа учителей в этом направлении должна достойно оплачиваться. Ведь они работают для общества. По сути это служение обществу, как у медиков и военных.

На нашем канале рекламы нет. Мы на ней не зарабатываем.

Если вам понравился наш рассказ или статья, поблагодарите авторов. Деньги копятся на покупку трактора в деревню для расчистки дороги .

4276 6600 2120 9523 благотворительный взнос.

Evgeny Ivanov

Канал Хомо сапиенс

Дружеский канал

Наши координаты всего литературного контента прошлого и настоящего:

Самиздат Елены Педько

Литнет Елены Педько

Проза Надежды Шиба

Самиздат Надежды Шиба

Детские книги в разных вариантах тут