Поезд мягко покачивался на рельсах. В купе сидели двое, молодой парень и пожилой мужчина. Парень что-то писал в своём телефоне, в то время как мужчина мечтательно смотрел в окно, где под весенним ливнем намокал город.
— Меня зовут Юрий Петрович, а вас? - Заговорил мужчина.
Парень не сразу отреагировал, так как был всецело поглощен своим телефоном.
— Меня зовут Павел.
— Далеко едете, Павел?
— До Нижнего Новгорода.
— Стало быть, будем вместе ехать до конечной. Если не секрет, что в Нижнем Новгороде?
— Не секрет, к родителям домой еду.
— К родителям это хорошо, значит живёте в Москве, а сами из Нижнего?
— Да, всё верно. В Москве работаю, до этого институт закончил, родители помогли с жильём, так что я теперь москвич.
— Поздравляю вас, Павел. В Москве купить жильё сейчас не многим под силу. А если не секрет, чем вы занимаетесь в Москве?
— В Москве я работаю программистом в Сбербанке, пишу код для приложений.
— Как интересно, и нравится вам ваша работа?
— Сказать честно, я пошёл туда ради денег и опыта. У нас крутая команда, хорошие условия, полезные приложения, но я не чувствую, что хочу задержаться здесь дольше, чем ещё на несколько лет. Параллельно я создаю своё приложение для экскурсий по Москве. Собираю лучшие виды для фото, главные достопримечательности, хорошие рестораны, музеи, пешеходные тропы, где человек сможет увидеть максимум красивой архитектуры.Разумеется в приложении есть аудиогид, который расскажет о тех местах, в который человек находится. Я уже два года его делаю, сам собираю информацию, сам записываю и озвучиваю истории о городе и его архитектуре. Где-то через год я закончу его и собираюсь загрузить в магазины приложений. Доступ я сделаю бесплатным, а зарабатывать буду на донатах и рекламе. Это будет самая масштабная карта экскурсий Москвы, с которой человек сможет познакомиться с нашей столицей, узнать её историю и сделать хорошие фотографии. Если проект станет популярным, то я планирую начать добавлять другие города Европы, для этого буду искать гидов, которые будут заинтересованы в такой работе. Но что-то я заговорился, извините. Просто я горю этим проектом, он моя отдушина, поэтому могу говорить о нём бесконечно.
— Это похвально, Павел, на самом деле было очень интересно послушать о вашей работе, мне кажется, не часто встретишь человека вашего возраста, который сам делает столь большие проекты. Думаю, вас ждёт большое будущее.
— Ну посмотрим какое будущее меня ждёт. Впрочем, знаете, Юрий Петрович, я не сильно думаю о будущем, в работе я уверен, а проект - он, что называется, для души. Сейчас нет ничего подобного, а мне очень хочется, чтобы люди узнали Москву, чтобы она открылась им с разных сторон. Я сам город исходил вдоль и поперёк, поэтому хочу поделиться теми тропами, что нашёл. Это будет мой дар городу и людям.
У Павла зазвонил телефон, извинившись он вышел из купе. В это время Юрий Петрович достал из сумки книгу “Час быка” Ивана Ефремова и устроившись за столиком начал читать. Павла не был около 10 минут, вернулся он подавленным и встревоженным, что тут же заметил Юрий Петрович.
— У вас всё хорошо, Павел? Что-то случилось.
— Девушка, с ней поругался. - Быстро ответил Павел и решив перевести разговор на другую тему, обратил внимание на книгу Юрий Петровича. А вы Ефремова читаете?
— Читаю, точнее перечитываю, возможно уже 10 раз. Это мой любимый фантаст, а вы тоже с ним знакомы, много книг у него читали?
— Думаю, что почти все, но “Час быка” мне особенно нравится. Это просто шедевр, а не книга. А ещё Таис Афинская впечатлила, так глубоко рассуждать о культуре, о её значении в жизни человечества - это очень достойно. Я после этой книги, когда в музеи ходил, смотрел на экспонаты совершенно иными глазами, чувствуя там присутствие автора. В общем Ефремов для меня очень много сделал и мне приятно встретиться с человеком, который так же его любит. Вы, я думаю, также все книги его прочитали.
— Совершенно, верно, Павел. Я прочитал их, когда был в вашем возрасте и они оказали сильное влияние на мою жизнь. Открыв молодому учителю по русскому и литературе космические путешествия, героические образы людей эпохи кольца, глубокие размышления мудрецов, живших в древней ойкумене, о важности культуры, знания о развитии психики человека. Завороженный его творчеством, я смог осознать важность роли учителя в становлении молодых ребят и поэтому отдал всего себя профессии. На моих уроках я учил ребят думать, прививал любовь к чтению, вёл творческие кружки, где юные поэты и прозаики могли представить свои труды на всеобщее обозрение ребят из школы. Разумеется, я не обходил вниманием и труды Ивана Антоновича, которые зажигали в сердцах молодежи жажду познания, стремление к совершенствованию, помогали осознать человеку его высокую миссию. Ведь человек, по версии Ивана Антоновича это прекраснейшее существо во вселенной, главный результат эволюции, единственный кто способен осознать себя, тот - без кого вся вселенная не имеет смысла, ведь никто больше не интересуется ей. Я, конечно, обобщаю его мысли, ведь в его книге вряд ли есть такая цитата.
— Вы знаете, всё реже и реже встретишь такое мнение о людях. Смотря на то, что делаете в массовой культуре, на популярных артистов, на темы, о которых снимают кино, складывается впечатление, что Ефремов ошибался в своём отношении к культуре и людям. Впрочем, его герои жили за тысячи лет от нашего времени.
— Вы же понимаете, Павел, как важно мировоззрение самого человека, в том числе и его мнение о том, кто он есть? Как учитель с более чем сорокалетним стажем я скажу, что прививая у молодого человека любовь к себе, своему роду, миру в котором он живёт мы получаем совершенно другую породу людей. Для примера вы можете посмотреть, на историю древнего времени, где сильно отличаются свободные люди и рабы, патриции и плебеи, дворянство и так называемая чернь, где каждый класс имел своё представление о себе и эти представления влияли на то, как он смотрит на жизнь, как поступает, какую он воспроизводит культуру. Исследуя историю человечества, мы можем заметить разделение людей по ценностному уровню. Всегда были люди для кого главной ценностью была собственная жизнь, потому что они ассоциируют свою личность лишь с телом, для них не свойственно интеллектуальное и духовное развитие, самоограничение ради трансцендентных идеалов, а следовательно у них нет развитой воли, которая ведет человека к преображению. Эти люди, как правило, не имеют собственного мнения и четких ориентиров как жить, поэтому вместо того, чтобы искать собственный путь они выбирают шаблоны. Шаблоны в мышлении, шаблоны в поведении, шаблоны в ориентирах о том, к чему надо стремиться и какие ценности важны.
— Вы сейчас нарисовали портрет обывателя. Если честно я не задумывался никогда откуда берутся обыватели, а теперь выходит, что из-за слаборазвитой воли они не хотят осмыслять реальность и тем самым ограничивают своё сознание. Критическое мышление у таких людей также не появляется, поэтому часто они принимают всё за чистую монету, отсюда появляется слепая вера СМИ, политикам, рекламе, медийным личностям. Вот что называется - продукт массовой культуры.
— Да, Павел, всё верно, в этих людям личность развита крайне мало, в то время как эго - чрезвычайно сильно. Но я продолжу. Следующий вид людей, так называемые люди чести. Это люди с хорошо развитой волей, с четко прописанными моральными ценностями, которым они следуют. Люди с так называемым классовым мышлением, которые осознают себя как определенный класс и живут согласно его правилам. У этих людей развита совесть, но в то же самое время совестливое поведение распространяется только на своих, представители других классов не считаются равными, а значит с ними можно поступать как угодно. Как правило, такие люди интеллектуально развиты, в жизни они руководствуются именно своими умом. Их сознание стоит выше инстинктов, в своих поступках они руководствуются классовой этикой, отступление от которой грозит потерей идентичности, которая для них является самым главным. Эти люди знают кто они и живут согласно своим законам, но классовое сознание делает для них чуждыми проблемы остального человечества, с которым во все времена они поступали как заблагорассудится, не считаясь с их интересами. Более тонкий и гораздо более развитый, чем у обывателей, ум людей с классовым сознанием делает их более сильными, поэтому во все времена власть была именно у них.
— Юрий Петрович, не хотите ли вы сказать, что развиваете у своих учеников классовое сознание, чтобы они превосходили обывателей? Потому что других людей я в нашем обществе, если честно, не видел.
— Нет, Павел, вы не правы. На Земле был и есть третий тип людей, которые не делят мир на своих и чужих и считают человека прекрасным и духовным существом. У этих людей развитые воля и интеллект, но в своих устремлениях они руководствуются исключительно совестью, в которой содержится единственная мысль - служение миру. Примеры характеров этих людей вы можете встретить в произведениях Ефремова о человечестве будущего. Он же говорит, что люди становятся такими благодаря тому, что в основе воспитания общества стоят высокие духовные и этические ценности. В таких обществах воспитание и развитие человека становится главной задачей, ведь именно такой человек может принести ему максимальную пользу. Кроме того, развитый человек легко преодолеет все пороки, которые присущи человеку современности. Когда ты осознаешь единство с миром, в котором живешь, когда все люди становятся для тебя братьями, служение этому порядку становится естественной потребностью. Само же осознание этой связи позволяет одолеть отчужденность и преодолеть страхи, которые укоренились в наших современниках.
— Но ведь книги Ефремова, пусть он и является доктором наук, всё-таки художественная литература? Бесспорно, Ефремов является чрезвычайно умным, но могут ли появиться люди с таким характером как его герои в наше время?
— Не только Ефремов придерживался идей всестороннего развития человека, но и Спиноза, Маркс, Фромм, Рерих и многие другие философы. Поймите, Павел, эволюция в общественном сознании может получиться лишь благодаря объединению развитых людей и мой долг, как учителя, был в их воспитании. Художественная литература не стесняет фантазию автора, но это не значит, что на неё нельзя опираться. Поэтому общаясь со своими учениками я старался заложить в них не только любовь к чтению, но и осознание ответственности перед людьми, умение думать, не бояться и не стесняться мечтать, умение правильно формулировать мысли. С теми же учениками, кто ходил на литературные кружки, мы всерьез разбирали произведения Ефремова, чтобы ответить на вопросы о том как воспитать гармоничного человека, а также сформировать любовь к искусству, развить этические качества, критически посмотреть на нашу реальность.
— И сильно помогли эти занятия вашим ученикам? Каково живётся нравственно развитому человеку в современном обществе, как жилось такому человеку в обществе социалистическом?
— Я начал карьеру учителя в 78 году, но осознанность в плане профессии ко мне пришла в конце 80-х. Кружки я начал вести уже в современной России. В 90-х многие дети были представлены себе, потому что родителям надо было думать о заработке денег, чтобы выжить, вчерашние правила и ценности уже не работали, и кажется, всё общество погрузилось во тьму. Мне тоже в ту пору оказалась не просто, так как зарплату часто задерживали, и многие мои коллеги ушли искать счастья в другой сфере. В этом новом мире мысль о том, чтобы дать детям хоть какой-то смысл, чтобы воспитать их личностями стала для меня спасением. Для детей же мой кружок стал островком безопасности. Я пару лет назад вышел на пенсию, но до сих пор поддерживаю общение со многим из ребят, кто ходил в кружок. Среди моих учеников есть учёные с мировым именем, политики, философы, доктора наук. Будучи осознанными людьми многие из моих кружковцев смогли добиться больших успехов как в жизни, так и в карьере, но самое главное что они приобрели - это друзья, у которых похожее мировоззрение, потому что очень важно знать, что ты не один, что есть люди, которые смотрят на мир точно так же, как и ты. И пусть в сознании общества необходимо провести очень много работы, пусть мир будущего кажется чрезвычайно далеким, сознание того, что ты ускоряешь наступление этого будущего вдохновляет не останавливаться и нести идеи прогресса, а так же жить так, чтобы давать пример окружающим.
— С позиции обычного человека, если честно, всё это кажется утопией. И если детям столкнувшимся в начале 90-х Ефремов и его мысли об идеальном обществе могли стать маяком, который бы позволил пережить сложные времена, то современному ребенку - всё это будет казаться утопией. На мой взгляд современное поколение людей стало слабее, а комфорт окончательно добил их волю к настоящей жизни. В моей среде немало умных людей, но все они далеки от мыслей о человеческом прогрессе. Получив определённый уровень достатка, человек погружается в мир удовольствий, который предлагает удовлетворить все потребности. Сам я человек интересующийся политикой, но среди моих сверстников почти все аполитичны, мысли же о более справедливом социальном обществе, которое было раньше в нашей стране, вызывает у них страх, ведь все в нём должны будут одинаково одеваться и думать, в магазинах будут только спички, а ещё все будут следить за всеми. Каждый думает только о себе, поэтому человеку, воспринявшему идеи Ивана Антоновича, может оказаться слишком тяжело в мире обычных людей, ведь эти люди будут относиться к третьему типу людей, о котором вы сегодня говорили.
— Видите ли Павел, жизнь этих людей будет полной и красочной, поверьте человек имеющий такое сознание будет свободен от всех предрассудков и даже оказавшись в одиночестве не будет страдать. Знаете, многие люди, впервые попробовавшие заниматься волонтерством, замечают как изменяется жизнь, открывая в себе новую потребность. Точно такие же дела происходят и с людьми, открывшими в себе творческий дар и постоянно уделяющих время на его развитие. У человека, кроме физических потребностей, есть потребности духовные, но далеко не все об этих потребностях знают, а из тех людей кто о них знает, не все их удовлетворяют. Как вы сказали, люди третьего типа, это лишь образец гармоничного развитой натуры, то есть такое развитие естественно для человека, именно оно позволяет эволюционировать в полноценную личность и пока что других путей человечеством не обнаружено.
— Простите, Юрий Петрович, но я не понимаю, как гипертрофированное желание служить позволяет стать человеку развитой личностью? Не понимаю, как фантастика вроде Ефремова ведет человека по пути личностного роста?
— Смотрите, Павел, для человека самое важное - это его ценности, они являются ядром, вокруг которого вырастают все остальные аспекты личности. Самая же главная ценность человека - это любовь. Именно в этом состоянии человек наиболее продуктивен, а кроме того испытывает наивысшее счастье. Это чувство является основанием трёх мировых религий и многих других учений, которые используют в современном мире для воспитания человека. Этическое отношение к себе, другим людям и окружающему миру стали открытием, которое позволило человеку обрести гармонию с миром и самим собой, найти ответы на главные вопросы кто он и зачем живёт. Чувство безусловной любви, о котором писали Достоевский и Толстой, которым жили все святые, которое является показателем наиболее развитой личности в различных сектах и монашеских орденах - именно оно является волшебным ключом, который открывает человеку доступ к его максимальному потенциалу. Эта любовь раскрывает в человеке все таланты, делает его сильным, осознанным, смелым, в то же время с ней человек преодолевает абсолютно все страхи, в том числе и страх смерти.
— Извините, что перебиваю, но правильно я понимаю, что безусловная любовь делает из человека чуть ли не Бога? А если это такой простой секрет, то почему все вокруг не превратились в таких Богов? Хотя, ведь каждый думает только о себе. Да, пожалуй, сам себе ответил на вопрос. Вражда с другими, эгоизм, осуждение, зависть - всё это мало соответствует любви. Мы же так и не поняли, что это такое. И в церкви - больше несут обряды, догмы, ограничения, чем настоящую любовь. Да и не должно быть служителей у любви, не должно быть в ней иерархии, всё это не то. Я закончил свою рефлексию.
— Вы спросили причём здесь Ефремов? В своих книгах он рассказывал о том на каких принципах должно быть построено общество, какие черты характера и ценности должны появится у людей. Философия с самого своего появления была нужна для того, чтобы менять мир. Ефремов в своих книгах даёт этот совет и те, кто понимают это, становятся так называемыми впередиидущими. Разумеется, человечество просыпается не сразу, но тот кто проснулся и осознал свою роль в процессе эволюции общества - должен выполнить свой долг. Как выполняли его писатели, художники, поэты, музыканты, скульпторы - всё для того, чтобы развить человека духовно. Ну а фантасты - они в этом списке шагнули дальше всего - ведь они придумывали для нас прототипы обществ, которых нет, но которые мы можем построить.
— Я правильно понимаю, что вы считаете людей искусства участниками большого эволюционного процесса, будто материя, которая является человеком, всё ещё не достигла своей пиковой формы и должна закончить своё развитие, превратившись в нечто иное. Вот только развитие происходит уже не на физическом, а на метафизическом, то есть духовном уровне? И если мы поменяем мировоззрение, привычки, образование - то станем совершенно иным видом?
— Представьте человека, который жил тридцать тысяч лет назад и поставьте его рядом с человеком современным, не будут ли они казаться разными видами? Человек становится человеком благодаря воспитанию, жизни в обществе. Чем выше уровень культуры и образования, чем больше будет создано в обществе духовных ценностей - тем более развитым становится человек. Как учитель, я вам могу точно сказать, что советские люди были гораздо более развитыми чем современное поколение, советское образование с огромных количеством бесплатных секций, кружков, клубов по интересам формировало гармонично развитую личность.
— Юрий Петрович, не хочу спорить на счет советских людей, так как не жил там, но я вам верю. У меня сейчас в голове появился вопрос, как вы думаете, эволюция людей как вида не закончилась? Можем мы превратиться в нечто иное, скажем отрастим себе крылья или ещё что-нибудь?
— Эволюция людей идёт за счет накопления знаний. Если ты живёшь в обществе с развитой наукой, то ученые смогут на уровне работы с эмбрионом задавать человеку любую форму. Человек выходит из-под власти природы и сам становится создателем, который может делать с собой и природой абсолютно всё, что ему захочется.
— Ну да, тут я не подумал. Вы говорили про впередиидущих, я так понимаю это пассионарии, которые периодически появляются в разные эпохи будоража умы современников? Хотя, кроме пассионариев, были в любой эпохе те личности, которые возможно остались в тени, но их роль осталась незаметной, ведь, мне кажется, даже для самых талантливых людей нужна питательная среда, в которой они смогут развиваться.
— Любой человек с развитым сознанием, принимающий ответственность за общество, осознающий необходимость личного участие в воспитании и процветании других людей может называться пассионарием, именно этих людей я называю впередиидущими. Не всегда имена людей, влияющих на развитие цивилизации, остаются в истории, но это не значит, что их вклад ничего не значит. Кроме того, у любого пассионария, наверняка, были близкие друзья или родные, с которыми он смог пройти путь становления, а значит и они влияли на исторический процесс.
— Юрий Петрович, вы говорили про воспитание людей третьего типа. Из вашего повествование я понял, что все эти люди кроме развитой воли, интеллекта, ещё обладают даром безусловной любви, которая распространяется на остальных людей. Скажите, безусловная любовь, это врождённое качество личности или его можно развить? В ваши кружки приходили люди, у которых это свойство было развито или обычные ребята, которые интересовались литературой? А если это качество можно развить, то как это сделать? Как простому человеку, который хочет стать лучше, победить земное притяжение безразличия и развить в себе эту сторону?
— Я считаю, что безусловная любовь — это высшее чувство, а не черта личности. Но в тоже время, это чувство влияет на развитие у личности таких черт как доброжелательность, альтруизм, сострадание и другие. У разных людей это чувство развито по-разному, но оно присутствует в любом из нас. У детей, которые приходили ко мне заниматься, обычно это чувство было хорошо развитым, но, разумеется, бывали исключения. На занятиях кружка мы уделяли большое внимание этическим составляющим произведений, рассуждали о том, как личность влияет на общество и какими чертами она обладает. Мы обсуждали эти черты, искали героев с похожими чертами в других произведениях, анализировали их поведение. Я последовательно вёл своих ребят к тому, чтобы установить собирательный образ героя, узнать из чего он состоит, какие черты характера у него есть, что он является таким. Потом я просил писать свои произведения и опять же создавать собственного героя, с обязательным описанием черт, рассказом как он их развил. Так как мои ученики, в основном, горели идеями улучшить общество, а нахождение в такой среде сильно усиливало их желание, к тому же, понимая важность момента, к нам постоянно приходили уже выпустившиеся кружковцы, то все в какой-то момент начинали развивать внутри себя черты героев, какими они хотели стать. Дети, не осознавая того, сами создавали для себя свой план развития, а старшие товарищи, понимая ответственность, часто брали себе подшефных, поддерживая их на всех этапах роста. Что касается победы простого человека над обыденностью, в которой эгоизм съедает всё светлое и прекрасное, выход точно такой же - воспитание добродетелей. Но для человека важно осознание своей миссии, принятие себя, важна практика, чтобы не только на словах, но и на деле он мог доказать самому себе, пока окончательно не примет новое сознание.
— Жаль, что я не был вашим учеником, Юрий Петрович, если бы в моей школе был такой кружок и возможность общаться с деятельными людьми, то моя жизнь сложилась бы совсем иначе. Во мне всегда было желание помогать делать мир лучше, но я не видел примеров.
— Послушайте, Павел. Ведь и у меня не было физического учителя, что не мешало мне начать что-то создавать, не мешало начать бороться со своей слабостью. Меня вдохновили книги, вдохновил лично Ефремов своей жизнью, вдохновила возможность кому-то помогать, влиять на будущее людей. Рядом с тобой не обязательно должен быть какой-то человек, чтобы ты начал что-то менять в себе, а затем и что-то во внешнем мире. В наш изнеженный век не многие люди тебя поймут и поддержат, но если ты чувствуешь, что внутри тебя горит пламя, то ты должен действовать. Сам должен стать “впередиидущим”, не дожидаясь того, пока проснутся другие. Но когда они проснутся, то пойдут по твоим следам, потому что это путь к самому себе. Это путь принятия себя, путь преображения, путь достижения человеком царства духа.
— Вы сейчас говорите всё это, а в моей голове начинает вырисовываться картина из моего детства, когда больше всего на свете мне хотелось помогать людям и я начал учить английский язык, чтобы стать волонтёром и улететь в Африку. Но закончив школу, вместо Африки я сел также на поезд и поехал поступать в Москву. Тогда я говорил, что куда мне без образования. Пока учился, жил в общежитии и мне очень хотелось заниматься волонтёрской деятельностью, ведь и в Москве была масса дел, которые необходимо было сделать для того, чтобы помочь людям. Но поскольку учеба занимала много времени и сил, а молодость и любопытство требовали изучать новый прекрасный город, то свободное время я тратил на прогулки, походы по музеям, бесплатные экскурсии, всё, чтобы приобщиться к более высокой культуре. Конечно, это было не плохо, но внутри меня постоянно жила жажда помогать, которую я не реализовывал и так до тех пор, пока она не выключилась. И в тот момент, когда она исчезла, будто что-то выключилось во мне самом. Это было чувство, будто бы я заболел, однако, мне было 18 лет и я, не став размышлять о том, почему так случилось, продолжил жить как ни в чём не бывало. Потом отвалилась культура, вдруг музеи и театры перестали меня интересовать, и я променял их на клубы и бары. Их я посещал сначала на отправленные родителями, а потом на заработанные раздачей флаеров деньги. И вот для меня открылась взрослая жизнь, в которой я сам зарабатывал и сам тратил. Книги, театры, музеи - казались глупостью, показателем детской наивности, атавизмом. Довольно быстро я стал циничным и распущенным, а всё прекрасное духовное словно выключилось, став ненужным. Три года я провел в забытье, пока в моей жизни не появилась девушка, в которую я влюбился, её звали Аня. Мы жили с ней в одном общежитии, учились на одном факультете. И с её приходом всё во мне изменилось, правда это я только сейчас понимаю, а тогда не понимал. Когда появилась она, то в моей жизни снова появились книги, затем экскурсии и музеи, потом театры и наконец, я впервые, занимался волонтёрством. Я был счастлив, потому что жил полноценной жизнью: помогал людям и приютам для животных, развивался культурно, любил и был любим, может быть, поэтому меня четверокурсника нашли HR специалисты Сбербанка и пригласили к себе на платную стажировку, где я познакомился с Кристиной, девушкой с которой сейчас встречаюсь. Кристина была старше на три года, а ещё она была очень красивая и опытная. Аня была тургеневской девушкой, чистой и светлой, в то время как Кристина была её противоположностью, умная, но эмоциональная и яркая, словно греческая Гетера, с ней я чувствовал себя Александром Македонским, достаточно было одного её слова, одного взгляда, чтобы я оказался на вершине блаженства. С Аней я расстался через несколько месяцев как познакомился с Кристиной. Постепенно отдаляясь как от общения, так и от совместного досуга с ней. И снова из моей жизни пропали волонтёрство, культурное развитие, чтение книг, вместо них появились путешествия, гастрономия, погоня за новыми гаджетами. Кристина видела во мне потенциал, наверное, поэтому решила, что я для неё подходящий вариант. И действительно, к концу института я уже был руководителем небольшой команды разработчиков. А ещё через год меня снова повысили, потому что моя команда работает в два раза быстрее чем все остальные. Когда я думал, в чём причина моего успеха, то оказалось, что всё то духовное, что было заложено во мне в детстве, а потом Аней, позволяло мне лучше работать. Кстати, карьерный рост начался с того момента, когда я начал заниматься созданием приложения для экскурсий и в этом, если честно, мне помогает Аня. Но я не говорю о ней Кристине, которая не понимает моего хобби, с другой стороны, она видит в этом приложении большой финансовый потенциал, поэтому не мешает. Сейчас же, общаясь с вами, у меня возникает ощущение, что перемены в моей жизни не только от хобби, но и от Ани, от того, что мы проводим время вместе, от того, что с ней я могу быть самим собой. Могу освободиться от мыслей о карьере, интригах в офисе за власть, поиска новых ресторанов с вкусной едой, обсуждения инстаграмов подруг, ожидания выхода новых моделей телефонов или версий машин. И если честно, то мне кажется, что я совсем не люблю и никогда не любил Кристину. Просто современный мир, штампует таких как Кристина, заставляя таких как я, забывать о высоком и прекрасном, чтобы оставаться лишь потребителем. Ведь образ Кристины, красивой и с высокими запросами, навязан мне кино, клипами, популярными блоггерами, звёздами спорта и прочими работниками популяризации идей капитализма. Я просто взял девушку-бренд, чтобы быть актуальным, чтобы мне завидовали, чтобы можно было похвастаться, вот только я с ней несчастлив, но не хочу этого замечать и постоянно бегу от этих мыслей. Но последний год мы постоянно ссоримся, очень мало говорим и нету, между нами, взаимопонимания. Мы просто, как это модно говорить, партнёры, партнёры по обывательской жизни. И я понимаю, что больше такой жизни не хочу. Вы извините, что-то я совсем заговорился.
— Ничего, Павел, я рад, что вы для себя сделали полезные выводы. Честно сказать, не думал, что разговор о творчестве Ефремова превратиться в разговор о воспитании духовных ценностей, а в конце поможет вам решить насущную проблему, которую вы не могли решить целый год.
— Я тоже не ожидал, что так выйдет, так, сколько там до Нижнего, ага 4 часа. Я, если вы не против, проведу это время в чтении, специально для этого на поезде и поехал. - И с этими словами, Павел достал из сумки книгу Ивана Ефремова: “Час быка”.
#иван ефремов #час быка #фантастика #литература #будущее #пассионарность #развитие #саморазвитие #Россия #осознанность