Есть фильмы, которым продолжение, казалось бы, противопоказано. «Я плюю на твою могилу» (изначально – «День женщины») – как раз из таких. Сюжетно этот триллер завершён и недомолвок не оставляет: насильники получили по заслугам, героиня отомщена. Коммерчески, конечно, окупил свои смехотворные 650 тысяч бюджета, но для создателей столько проблем с цензурой принёс, что некоторых надолго от кинематографа оттолкнул.
И всё же, с самого года премьеры постоянно возникал вопрос «А почему бы не снять вторую часть?». Об этом спрашивали и фанаты жёсткого, бескомпромиссного и далеко небездарного триллера, и исполнительница главной роли Камиль Китон не исключала шанса вернуться к образу безжалостной мстительницы. Она даже десятилетиями теребила сценариста и режиссёра первого фильма Мейра Зархи требованиями предоставить ей такую возможность.
Наконец, в 2018-м Мейр Зархи сдался. Он позвонил своей звезде (с которой уже успел к тому времени и заключить брак, и развестись), чтобы порадовать новостью: сиквелу быть! И понятно, что же убедило Зархи взяться за это сомнительное предприятия: «Я плюю на твою могилу» со временем приобрёл культовую славу, стал признанной классикой, да ещё и обзавёлся ремейком, который неплохо «стрельнул» в прокате.
Вторая часть некогда гонимого триллера вышла в 2019-м под названием, не лишённым самоиронии: «Я плюю на твою могилу. Дежа Вю». И тут же сильно разочаровала всех. Ну ладно Камиль Китон, за 40 лет изменившаяся до неузнаваемости, лишившаяся былого изящества и тонкости. Главное – изменился Зархи. Видимо, за долгие годы отказа от режиссуры он не смотрел «хорошее кино», как делал это перед съёмками дебюта. От былого таланта не осталось и следа.
«Я плюю на твою могилу. Дежа вю» - невероятно нелепое и беспомощное кино. В нём плохо и абсурдно всё, начиная с сюжетной завязки. Героиня первой части теперь – известная писательница. Настолько известная, что ей проходу на улицах не дают, подбегая с просьбами автографа. Много ли вы знаете писателей современности, которые бы были популярны, как какие-нибудь поп-звёзды? Ну, разве что Стивен Кинг приходит на ум.
В первые же десяток минут фильма у «писательницы», описавшей в книге историю, которую мы видели в триллере 1978-го года, автограф берут неоднократно. И один раз «фанатами» оказываются родственники убиенных ею насильников. Оказывается, они десятилетиями (!) жаждали отомстить мстительнице, планировали её похищение и только ждали подходящего случая.
Но всех планировок и подготовок заговорщикам не хватило на то, чтобы похитить писательницу в момент, когда рядом с ней никого не будет. Они набрасываются на неё в довольно людном месте, да ещё и в присутствии её взрослой дочери. После недолгого размышления, дочку тоже прихватывают в фургон, чтоб не подняла шум.
Не будет спойлером сказать, что «старушка», хоть и довольно бодрая для своих лет (а на момент съёмок Камиль Китон было уже за 70), долго с похитителями воевать не смогла и на могилу обидчикам довелось плевать не ей, а дочке. Чей образ в фильме тоже выглядит не менее неправдоподобно, чем «писательница-всенародная звезда».
Дочь звёздной писательницы – всемирно известная модель, которая работает на ведущих подиумах и несколько подустала от этой работы. И не сказать, что сыгравшая её Джэйми Бернадетт – дурнушка, но и поверить в то, что угрюмая, вечно супящая брови, угловатая и скуластая брюнетка – модель топ-класса – совершенно невозможно.
Играет Бернадетт плохо. И это при том, что фильмография у неё на сегодняшний день побогаче, чем у Китон за всю жизнь. Более 60 ролей в телесериалах и полнометражках разной степени паршивости – могла бы и подтянуть актёрское мастерство. Впрочем, судя по тому, как играют остальные актёры, вина тут не её. Просто Зархи за годы простоя совсем позабыл, что мало дать актёрам текст. Их надо мотивировать на вдохновенную игру, поддержать кинематографическими приёмами, а где-то и притормозить, если будут слишком переигрывать. Но нет, похоже, всё снималось с первого же дубля и не важно, как он у исполнителя получался.
Итак, с художественными достоинствами понятно – в «Дежа Вю» их нет. Совсем. А что с такими элементами, как обнажёнка и насилие. По сравнению с первой частью вторая на них чудовищно скупа. Голые тела есть, но показаны куда целомудренней, чем 40 лет назад. Про насилие больше говорят, чем делают.
Фильм «Я плюю на твою могилу. Дежа Вю» невероятно болтлив. Мама с дочкой в самом начале бесконечно долго «перетирают» о своей утомительной славе. Когда их похищают, разговоры не прекращаются. Киднепперы долго и нудно рассказывают, кто же они такие и зачем выкрали двух женщин, куда их везут и что собираются с ними делать. Болтовня не замолкает даже в моменты совершения насилия или мести за насилия. Перед тем, как сделать что-нибудь плохое и болезненное, злодей долго расписывает, как он будет это болезненное совершать. Героиня, взявшись за отмщение, грешит тем же. В итоге фильм, который и так безбожно растянут на 2 с половиной часа (!!!) кажется вдвое, а то и втрое длинней.
По фильму Мейр Зархи вклеил немало кадров из собственного мини-шедевра 1978-го года. Они призваны сыграть здесь роль флэшбеков, чтобы напомнить, из-за чего на экране творится весь этот невнятный сыр-бор. Но на самом деле, напоминают они о том, что был вот некогда талантливый дебютант, потенциал которого так и остался там, в прошлом. Ох, зря Зархи вклеил эти кадры! Ох зря! Они лишь подчёркивают убожество того произведения, которое он отснял в 2019-м.
Про первую часть читайте здесь: