Найти тему
Script

Почему Хогвартс такой опасный?

За последнюю неделю я (автор посмел говорить от первого лица) спонтанно пересмотрел Фантастических Тварей и кучу всякого блогерского материала по вселенной Гарри Поттера. Плюс мама решила выдать мне гриффиндорский шарфик, чтоб не мёрз. Так что я внезапно и изрядно окунулся в волшебный мир.

Тварей я пересматривал в оригинале. Помимо потрясающей актёрской игры и шутки с «hog-wash», я заметил и пару лорных моментов, которые упустил при предыдущих просмотрах в дубляже.

По инерции стал смотреть обзоры на фильм, разборы деталей, а потом и обзоры на предыдущие фильмы. Во всех, так или иначе, авторы задавались одними и теми же вопросами: почему Хогвартс такой опасный, почему никто не пользуется зельем удачи для особо важных дел, как в этой вселенной уживаются маховики времени и т.д.

Как всегда, во время просмотра я задавал эти вопросы себе и пытался на них ответить. И понял, что размышления, на которые меня навели новоявленные детали Фантастических Тварей, в общем, на многие, если не на все, отвечают.

Простите за баян, но нельзя тут без этой картинки
Простите за баян, но нельзя тут без этой картинки

Фантастические твари знакомят нас с новой стороной волшебного мира: с американским континентом. Первое отличие американского магического сообщества от британского, которое отмечает и зритель, и Ньют — архаичное отношение магов к маглам. Им запрещены любые контакты. Самая главная проблема для их министерства — риск обнаружения. Эта особенность подчёркивается и огромными часами в самом центре главного зала министерства — показывающими этот риск обнаружения, и, что явнее для сюжета, стремлением истребить магических существ. Стремление логичное: если маглы будут часто видеть магических животных, им будет проще найти магию и среди людей.

Но почему вообще американцы так боятся обнаружения?

Очевидный ответ, который предлагает фильм — Грин-де-Вальд, террорист, основной целью которого и является раскрытие волшебного мира, чтобы развязать войну и истребить маглов.

А зачем это Грин-де-Вальду? Вселенная Гарри Поттера никогда не была чёрно-белой. У того же Сами-Знаете-Кого была, хоть и под копирку с Сами-Знаете-Кого из нашего мира, цель, которую он считал оправданной. Вряд ли и Грин-де-Вальд просто хочет крови богу крови. Тем более, что к его идеям современники относятся серьёзнее.

-2

Почему вообще волшебный мир в этой вселенной прячется от маглов? Без Грин-де-Вальда.

В годы взросления Гарри Поттера ответом было: чтобы защитить маглов. Всем очевидно, что любой маг сильнее и эффективнее в почти любой работе любого магла. А значит их равноправное совместное проживание в итоге приведёт к неравенству. Соотношение магов и маглов: 1/20000, — следовательно, неравенство будет жёстким.

По версии книг и этого фильма — основное допущение в нашей истории, которое позволяет существовать всему миру и истории Гарри Поттера, — все или почти все дошедшие до нас слухи о колдунах и ведьмах, которые служили при дворах и горели на кострах — были о настоящих волшебниках. Причём верны и истории о том, как к этим волшебникам относились обычные люди. Т.е., как уже было сказано выше, сжигали на кострах. 

В фильме это отношение было также продемонстрировано. Нам показали Вторых Салемцев — маглов, которые знали о существовании магического мира. И, особенно в оригинальной озвучке, они пугают значительно больше, чем Грин-де-Вальд.

Видимо, неравенство действительно имеет место быть в обществе магов и маглов. Но отнюдь не в пользу первых.

Вероятно, сокрытие магического мира стало следствием такого отношения.

-3

У нас есть некоторые даты, которые позволяют осознать, когда это произошло.

Статут о Секретности был принят в 1689 году. В нём предписывалось всем волшебникам скрывать информацию о своих способностях и обо всём магическом сообществе. Но эту дату нельзя считать датой полного отделения волшебного мира от остального. Статут предполагает секретность при продолжении жизни среди маглов. Маги на момент его принятия жили в одних деревнях и городах с маглами и активно с ними взаимодействовали, как нормальные граждане, просто со своими скелетами в шкафах. Порой, кстати, в шкафах открытых — в Европе и Америке много небольших деревень и городков, в которых жители доверяют друг другу настолько, что даже позволяют своим детям стучаться ночью в рандомные двери и просить сладости — вот и среди маглов, по версии книг, были люди терпимые к волшебству. Вероятно, такое положение дел существовало задолго до статута. И после 1689-го маги ещё долго жили среди маглов (до сих пор нам известно только об одном поселении, населённом только волшебниками — Хогсмид, рядом с Хогвартсом).

Подтверждением этого являются магические правительства: то же Министерство Магии — именно Министерство (которое даже отчитывается перед премьер-министром!!), а не отдельное правительство — потому что маги считали себя частью английского общества и государства. Да и как иначе до сих пор рождаются полукровки?

Но полное культурное и социальное отделение всё-таки произошло. У нас нет точной даты. Скорее всего это был продолжительный процесс. Но мы можем сделать примерное предположение, например, по известным магам магловским технологиям.

Магам были нужны знания о быте маглов, чтобы маскировать под него свою магию. Когда они перестали активно взаимодействовать, необходимость в обновлении маскировки отпала. А своего Стива Джобса, который бы откатил внешний вид магических устройств до утилитарного, у волшебников ещё не было.

У них есть паровозы, но нет электричества. Есть знания о радио, но нет нормального понимания автомобилей. Вероятно, отделение завершилось в конце 19-го/начале 20-го века.

С этого момента быт магов стал самодостаточным, замкнутым на себе и начал двигаться к тому виду, который нам продемонстрировали 7 книг о Гарри Поттере: волшебники могут не скрывать свои способности постоянно, большую часть жизни проводят среди себе подобных, могут заниматься совершенно магическими вещами и не прикрываться магловской работой, могут совершенствовать магию, не боясь спалиться на неудачном эксперименте.

-4

Действия Фантастических Тварей происходят в 1926-ом году. На этот момент волшебный мир существует самостоятельно около четверти века. Им правят маги, которые ещё помнят времена жизни среди маглов. Вероятно, некоторые из них могли не воспринимать нынешнее положение дел как состояние, которое продлится ещё минимум 70 лет. Они боялись, что маглы их раскроют и им придётся снова уходить в обычное подполье (мб додумываю, но актёрская игра в фильме именно такой страх и демонстрирует).

Идеей Грин-де-Вальда было действовать на опережение. Он полагал, что сплотившееся магическое сообщество способно вернуться в мир намеренно и завоевать себе место в нём силой. Именно поэтому он хотел спровоцировать между маглами и магами войну.

Разумный вопрос со стороны вас: а причём здесь опасность Хогвартса? И как это объясняет моховики времени и Феликс Фелицис?

Сейчас объясню.

Если мои размышления выше — верны, то на момент действия оригинальных книг волшебному миру не больше ста лет. Причём до его отделения от мира маглов медленно формировалась не только магическая культура, но и магическая, если можно так сказать, наука.

В древнем мире и в средние века магию вперёд могли двигать только колдуны при дворах, защищённые от толпы стенами замков и снабжаемые любыми волшебными ингредиентами за деньги своего господина. Вероятно, именно таким магам волшебство обязано своими основами. Но их, разумеется, было очень немного, и далеко не все их труды сохранились.

Если вспомните, с нашей обычной человеческой наукой дела обстояли долгое время примерно также — развивалась только за счёт немногих придворных учёных и унаследовавших достаточное для жизни состояние аристократов. И наша естественная наука с неолита до 15-го века продвинулась, мягко говоря, не сильно. Она начала активно развиваться только в конце 17-го века.

Видимо, такая же история и с магией: когда маги наладили связь с друг другом и научились скрываться достаточно хорошо, чтобы сделать это обязательным, они начали потихоньку учиться и познавать свои способности. А нормальное развитие началось уже после отделения, в начале 20-го века.

Частично этим развитием можно объяснить и отделение магического мира: магия стала достаточно сильной, чтобы полностью спрятать от маглов целый мир без лишней маскировки (потому Хогвартс-экспресс в 90-ые — паровоз, а не современный поезд).

Вспомните ещё, что магов значительно меньше, чем маглов, и потому их наука продвигается медленнее, из-за просто меньшего количества задействованных умов. 

С этим становится понятно, почему многие магические «техники» — такие, как имбалансные зелья и заклинания, — достаточно не освоены: наука живёт всего 100 лет. И занимается ею намного меньше людей, чем магловской наукой, — даже при том, что, как нам показали и книги и фильм, вовлечённость магов в «научно-магический» процесс сильно выше: каждый показанный персонаж в той или иной степени что-то исследовал или изобретал. К тому же, у сообщества всё ещё остаются другие более насущные проблемы.

А ведь магия в Гарри Поттере — не менее сложная, чем многие наши технологии: как часто вы, прочитав о какой-то вещи в книге, задавались вопросом «Как до этого вообще можно было додуматься?»?

Предъявлять профессору Слизнорту за то, что он неполноценно использует Феликс Фелицис — всё равно, что спрашивать у Марии Кюри, почему она не сделала атомную бомбу.

-5

Вот теперь, наконец, про Хогвартс.

Магический мир успел перенять у маглов концепцию университетов — у них есть отдельные образовательные и исследовательские учреждения, в которых ученики учатся на разных факультетах. Успели перенять слово «школа». Но идея современных школ, в которых детей не только учат, но ещё и воспитывают, и вообще сколько-то заботятся об их жизни и здоровье, появилась уже после того, как маги перестали жить с маглами — в 20-ом веке (церковно-приходские школы — конечно, предвестник современных школ, но не тот аналог, который бы заинтересовал волшебников — бог их не очень любил).

Потому Хогвартс занимается исключительно образованием детей и лишь по минимуму воспитанием: проводит межфакультетные учебные и спортивные соревнования (поддержание дисциплины я воспитанием не считаю). По этой причине обучение там начинается лишь в 11 лет: возможно, было бы неплохой идеей брать детей на обучение раньше, чтобы способствовать их социализации и интеграции в магическое сообщество, но это не сфера деятельности Хогвартса, а никакая настоящая учёба (не обучение чтению, счёту и элементарной самоорганизации) в более раннем возрасте невозможна.

Хогвартс построен ровно так, чтобы давать волшебникам знания и ресурсы для исследований. Если что-то мешает безопасности — их личные проблемы. И вообще, ещё недавно вопрос выживания индивида был менее существенным, чем, например, вопрос секретности.

Можно предположить, что в будущем ситуация изменится. Будут появляться учителя, которым не плевать на детей, и которые выбьются в директора, — появится воспитание. Будет парочка министерских ставленников — появится интеграция в магическое сообщество. Но это всё займёт время.

Опять же, всё, чего нам не хватает в Хогвартсе — просто не успело ещё появиться.

-6

Надеюсь, вам было интересно читать очередную бессмысленную теорию по вселенной Гарри Поттера)

Над статьёй работал:
@p.s.nemo
Все картинки взяты с pinterest.com

P.S. Пишу это из Le Courage. Наверное, именно в местной эстетике могло бы жить магическое сообщество Петербурга. Если это читает какой-нибудь его представитель: мб проведёте мне экскурсию? Воспоминания сотрёте, но вдохновение-то останется.