Зачем нужно учитывать индивидуальные особенности детей? Что это дает, например, родителю или воспитателю?
Представим себя в обществе детей 4х лет. Один из них настороженно смотрит на новую тетю и не спешит отвечать на ее вопросы, другой – вот-вот заплачет при виде незнакомого человека, третий – без всяких опасений вступает в диалог и даже проявляет некоторое любопытство…
Почему разная реакция у детей одной возрастной группы на один и тот же «раздражитель»?
Когда задаю этот вопрос родителям, они перечисляют причины, среди которых в основном: разные условия жизни и воспитания в семье.
👌 Безусловно, это имеет большое значение в становлении личности ребенка. Разумеется, ребенок не рождается смелым или добрым, умелым или самостоятельным… Эти черты формируются постепенно, с подачи и на примерах родителей (недаром говорят: «ребенок учится тому, что видит у себя в дому, родители – пример ему»)…
👌 Большое значение имеет и состояние здоровья. Если ребенок переболел и еще не очень окреп после болезни, он может вяло реагировать на какие-то там вопросы тети, не проявлять к ней никакого интереса (не до того ему сейчас). Если ребенок – в стадии заболевания, он может чувствовать себя раздраженным, капризным и среагировать на нового человека плачем…
👌 Основу, платформу, на которой развиваются различные личностные и поведенческие проявления ребенка, представляют врожденные особенности его нервной системы, так называемый тип высшей нервной деятельности.
Например, один ребенок шустр, энергичен, другой - менее активен, третий - хотя и активен, но медлителен.
Особенности нервной системы не предопределяют того, какие именно умения, навыки, привычки, черты поведения приобретает ребенок,- это зависит от воспитания. Однако они способствуют формированию одних и затрудняют развитие других.
Почему одни и те же педагогические воздействия имеют разный эффект в отношении разных детей?
Результативность средств педагогического воздействий зависит от типа нервной системы ребенка. Так, строгий тон воспитателя, необходимый в обращении с детьми, имеющими сильные нервные процессы, совершенно неуместен в обращении с ребенком, имеющим слабую нервную систему.
Каждому родителю (и воспитателю тоже) просто необходимо знать и опираться на понимание особенностей нервной системы в своем взаимодействии с ребенком.
Тип высшей нервной деятельности определяется свойствами нервных процессов - возбуждения и торможения, происходящих в коре головного мозга, их силой или слабостью и тем, уравновешивают они друг друга или преобладает один из них.
Различают четыре типа высшей нервной деятельности: три сильных - уравновешенный и два неуравновешенных (с преобладанием возбуждения или торможения) и слабый тип, у которого оба процесса - и возбуждение и торможение - слабые.
Индивидуальный подход к ребенку позволяет обеспечивать полноценное развитие малыша, его хорошее самочувствие и жизнерадостное настроение.
Дети разных типологических групп неодинаково выражают свои чувства: одни бурно, громко плачут, громко смеются, другие при подобных же обстоятельствах лишь тихонько хнычут или улыбаются.
Подробно каждый тип нервной системы детей был нами представлен в цикле статей «О природной основе особенностей детского развития"
Можно познакомиться с ними, изучить особенности своего ребенка и успешно помогать ему расти здоровым, активным с жизнерадостным настроением.
Нужен ли индивидуальный подход в воспитании детей к детям?
Записаться на консультацию просто: напишите сообщение по тел.89170252242 (Ватсап, Телеграм) или запишитесь здесь, на сайте В17. Подписчикам скидка 20%
Всего Вам доброго! С уважением, психолог Наталия Фомина