В конце августа 2021 года этилированный бензин был окончательно запрещен в мире. Этот вид горючего наносил непоправимый урон здоровью людей — как физическому, так и психологическому, однако использовался на протяжении почти века. Почему так произошло и какие уроки мы можем извлечь из истории его запрета?
Вред изобретателя
Этилированный бензин отличается от обычного тем, что к нему добавляется тетраэтилсвинец. Вещество снижает октановое число топлива, за счет чего оно используется более эффективно. Этилированный бензин был изобретен химиком компании General Motors Томасом Миджли в 1920-х. Уже тогда люди замечали: дети, которые дышали воздухом с выхлопными газами нового горючего, начинали тяжело болеть. Однако Миджли провел целую кампанию и убедил мир в безопасности своего изобретения.
Смертельная опасность
Этилированный бензин использовался десятилетиями, и только в 1960-х ученые обратили внимание на его вред. Оказалось, что его использование ведет ко множеству проблем: повреждению мозга, развитию хронических заболеваний, снижению IQ и повышению смертности. Вещество было опасно в любых количествах, а в высоких вызывало припадки, кому и смерть. Более того, из-за него повышалась преступность — люди дышали выхлопами от этилированного бензина в детстве, что разрушало их центральную нервную систему. Соответственно, во взрослом возрасте они становились более агрессивными и асоциальными.
Первым делом богатые
В 1970-х богатые страны прислушались к ученым и начали ограничивать производство этилированного бензина. В период с 1976 по 1989 годы в США его использование снизилось на 99%. Здоровье и благосостояние нации улучшилось, а уровень преступности упал. В 1996 вещество было окончательно запрещено в США, Японии и странах Западной Европы. В 2000 году примеру последовали Китай и Индия, а в 2002 — Россия. Однако в 117 странах мира машины продолжали ездить на ядовитом горючем.
ООН вступает в борьбу
Именно в это время ООН начала принимать меры. В 2002 году была принята инициатива, которую назвали «Партнерством за чистое топливо и транспорт». Организация буквально создала альянс из государств, компаний и представителей гражданского общества, которые использовали множество тактик. Они убеждали национальных правительства в необходимости запрета, предоставляли новые технологии заводам, искали инвестиции в безопасное горючее и даже раскрывали коррупционные скандалы, связанные с производством этилированного бензина. Уже в 2011 году результаты деятельности были налицо: исследователи вычислили, что постепенная отмена ядовитого вещества повысила мировой ВВП на 4% ($2,4 трлн). К 2016 году этилированный бензин был разрешен только в Ираке, Йемене и Алжире. И, наконец, 30 августа 2021 года он окончательно перестал использоваться на Земле.
Дальше — обычный бензин
ООН часто заслуженно критикуют за неповоротливость, недемократичность и предвзятость по отношению к отдельным странам. Однако инициативы подобного рода демонстрируют, что Организация может приносить пользу. Следующая ее цель в сфере транспорта: снижение выбросов от обычного топлива. Как заявлял глава подразделения ООН, курировавшего «Партнерство за чистое топливо и транспорт», столь слаженные действия в борьбе с этилированным бензином — «свидетельство, что многосторонние решения разных стран могут направлять мир в сторону более чистого и более зеленого будущего».
Автор: Семен Башкиров
Читайте также:
В Америке придумали, как делать авиатопливо из воздуха. Пока оно в 15 раз дороже обычного
Водородное топливо сделает путешествия более экологичными
Ученые смогли синтезировать топливо из солнечного света