Вы видите, что на ваш сайт и в соцсети регулярно заходят люди, но заказов нет? Скорее всего, происходит вот что: люди гуглят вас, и им не нравятся отзывы (или отзывов вообще нет). К счастью, результатами в поисковой выдаче можно управлять — это и есть SERM. Сегодня расскажем, в каких сферах заказы напрямую зависят от информации в поисковиках, и выясним, нужен ли SERM именно вам.
В идеале SERM нужен всем, и особенно — онлайн-бизнесу: ваши клиенты и так в интернете — конечно, они будут вас гуглить. Однако деньги и время уходят на первостепенные нужды, а репутационный маркетинг кажется чем-то полезным, но не обязательным. Так ли он необходим самозанятым и ИП? Может, разумнее следовать поговорке и не чинить то, что не сломано? Да, некоторым такая стратегия подойдет. Но есть определенные профессии и ситуации, где над онлайн-репутацией надо работать заранее.
Сферы фриланса, где точно нужен SERM
- Медицина. Врачи телемедицины, доктора, развивающие личный бренд, массажисты, сиделки-медсестры — люди доверяют им самое ценное, то есть свое здоровье. Поэтому выбирают очень придирчиво, ориентируясь не только на ценник, но и на истории болезни бывших пациентов и качество сервиса.
- Бьюти-сфера и фитнес. Косметологи, парикмахеры, бровисты, мастера по маникюру и шугарингу, изготовители домашней косметики, персональные тренеры и т.д. Речь все еще идет о здоровье, поэтому, читая отзывы, потенциальные клиенты особенно чувствительны к негативу. Даже 1-2 негативных комментария на первых страницах в поисковике могут оттолкнуть покупателя
- Воспитание детей. Репетиторы, няни, логопеды, частные педагоги, даже личные водители — каждую кандидатуру родители будут проверять очень тщательно.
- Недвижимость. Риэлторы, дизайнеры интерьеров, ремонтные бригады и т.д. Покупка квартиры, строительство дома и ремонт требуют больших вложений. На такие покупки люди копят годами и зачастую берут кредит, поэтому выбирают опытных и проверенных специалистов, на которых нет жалоб.
- Путешествия. Отпуск — еще одна крупная трата. Не настолько большая, как квартира или дом, но все же значительная. К тому же очень хочется, чтобы во время отдыха все было идеально. Вот почему турагентам, владельцам мини-гостиниц, гидам и другим организаторам путешествий важно иметь безупречную репутацию в интернете.
- Экспертиза и консалтинг. В первую очередь настороженность у людей вызывает юридическая сфера. Вообще, чем непонятнее для человека услуга, тем осторожнее он будет выбирать эксперта, боясь нарваться на мошенника.
- Инфопродукты. Если вы продаете свой онлайн-курс, гайд, чек-лист или другой информационный продукт, не рассчитывайте, что людям хватит отзывов, которые вы размещаете в своих соцсетях. Они обязательно пойдут в поисковики, чтобы увидеть реальную, не приукрашенную картину.
Не нашли себя в списке? Подождите, это еще не все, ведь кроме профессиональной специфики есть факторы риска, которые не зависят от рода деятельности.
7 случаев, когда SERM станет главным помощником
- Новый продукт или новый рынок. Сразу начать формировать спрос и получать заказы или ждать, пока люди сами заинтересуются, и терять прибыль? Конечно, первое.
- Кризис. Атака конкурентов или громкий скандал приводят к тому, что поисковые запросы выдают в основном негатив. Само по себе это не исправится — нужно лечить.
- Высокие цены. Если ваш товар или услуга относятся к премиум-классу или цены у вас выше, чем в среднем по рынку, то на спонтанные покупки рассчитывать не приходится. Люди будут тщательно взвешивать все «за» и «против», прежде чем сделать заказ, и отзывы в поисковиках должны убедить их, что продукт стоит своих денег.
- Конкуренция. У вас есть как минимум 5-6 соперников по рынку, при этом расценки у всех примерно одинаковые? Тогда все решат отзывы: займитесь ими прямо сейчас!
- Риск обмана. Бывает, что к товару или услуге потенциальные покупатели изначально настроены скептически. Готовьтесь к тому, что их доверие придется завоевывать.
- B2B. Вы работаете не с конечным потребителем, а с компаниями? Прежде чем заключить договор, они обязательно проверят вашу репутацию в интернете.
- Поиск сотрудников. Всем, кто открывает вакансию, важно проверить, нет ли в сети негатива от клиентов, партнеров или бывших сотрудников. Если человек увидит, что вас обвиняют в несоблюдении обязательств, вряд ли он захочет на вас работать.
Похоже, мне нужен SERM. Как это делать? Где-то заказывать?
Хорошая новость: многое вы сможете сделать и сами! Воспользуйтесь нашей инструкцией, как управлять репутацией в интернете.
Если вкратце:
- Несколько раз в неделю мониторьте отзывы о себе в Яндексе и Гугле. Просматривайте как минимум первые 30. Проще всего это делать через Shikari.do: наш сервис сам найдет все упоминания о вас в соцсетях, блогах, онлайн-СМИ, на форумах и агрегаторах отзывов — в общем, везде. Все результаты будут на одной странице, тщательно отфильтрованные по ключевым словам и региону.
- Реагируйте на отзывы и обязательно отвечайте на негатив. Помните, что ваша цель не переспорить оппонента, а порадовать его, чтобы в конечном итоге позитивной информации о вас стало больше, чем критики и претензий.
- Рассчитывайте свои силы: SERM — занятие трудоемкое. Если спустя какое-то время вы поймете, что на него не хватает времени, или что ваши усилия не приносят эффекта, наймите опытного специалиста. Кстати, с Shikari.do такой поиск займет пару минут — и да, все отзывы о работе выбранного специалиста наш сервис тоже найдет без усилий 😊