Здравствуйте, уважаемые читатели. Продолжаем нашу экскурсию по историческому центру Санкт-Петербурга.
По Кронверкской, а затем – по Мытнинской набережной мы направляемся к Биржевому мосту.
С моста открывается живописный вид на Петропавловскую крепость,
Стрелку Васильевского острова
и Дворцовую набережную.
Мы выходим на Васильевский остров.
В прошлых публикациях я писал, что Санкт-Петербург основан на бывших землях Великого Новгорода.
Административно новгородская земля была разделена на пятины (буквально - «пятая часть земли»):
- Водскую;
- Бежецкую;
- Деревскую;
- Шелонскую;
- Обонежскую.
Территории, расположенные по берегам Ладоги, Невы и Финского залива входили в состав Водской пятины. В книге Водской Пятины 1500 года упоминается «Васильев остров» в устье Невы. Согласно наиболее распространенной версии (в том числе – в самом Великом Новгороде), Василий был одним из новгородских посадников, который владел территориями нынешнего Санкт-Петербурга ещё в XV веке. Поэтому Васильевский остров в Санкт-Петербурге назван так не в честь инженера и артиллериста Василия Корчмина, командовавшего там батареей в 1703 году, как гласит топонимическая легенда, а в честь новгородского боярина Василия.
Мы направляемся к Стрелке Васильевского острова. Справа от нас на набережной Макарова мы видим бывшее здание Таможни.
Историческое здание в стиле классицизм, входит в архитектурный ансамбль Стрелки Васильевского острова. Таможня была построена в 1829-1832 годах по проекту архитектора Лукини. С 1927 года в здании находятся Институт русской литературы и Литературный музей (Пушкинский Дом). По углам фронтона здания установлены три медные статуи: Меркурий, Нептун и Церера (древнеримские боги — покровители торговли, мореплавания и плодородия). Здание венчает небольшой купол на высоком барабане, симметричный башне Кунсткамеры на противоположной стороне Стрелки Васильевского острова.
Классици́зм ( лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре XVII—XIX веков.
Классицизм является мировоззрением, идеологией, отражающей естественное стремление человека к красоте, целостности, простоте и ясности содержания и формы. Чаще эти идеалы находили в искусстве античной классики, поэтому в обыденном сознании эстетика классицизма связана с обращением к античному наследию.
Строительство здания Таможни было вызвано развитием порта, который в то время находился на Стрелке Васильевского острова.
Набережная названа в честь русского флотоводца и ученого-кораблестроителя, адмирала С. О. Макарова.
Мы поворачиваем с моста налево и выходим на Биржевую площадь.
Перед нами здание Санкт-Петербургской биржи (в 1914-1924 годах — Петроградской, в 1924-1930 годах – Ленинградской). Здание было построено в 1805-1810 годах по проекту архитектора Тома де Томона.
Перед зданием архитектор установил две Ростральные колонны, наподобие древнеримских, с аллегорическими скульптурами у подножий, по традиционной, но спорной атрибуции олицетворяющими великие русские реки: Волгу, Днепр, Неву и Волхов. До 1885 года, когда морской порт перевели на Гутуевский остров, Ростральные колонны выполняли функции маяков.
Название Ростральных колонны получили от слова «ростр» – деталь носовой части корабля. По древнеримской традиции возводились в честь морских побед и украшались рострами трофейных кораблей.
Ростральные колонны Биржевой площади Санкт-Петербурга украшены копиями ростров трофейных шведских кораблей, захваченных в ходе Великой Северной войны (1700 - 1721гг.)
Позднее, в 1826-1832 годах, архитектором Лукини были построены здания Южного и Северного пакгаузов (складских помещений) и Таможни, которые завершили архитектурный ансамбль площади. В состав Южного пакгауза (на иллюстрациях слева) кроме складских корпусов вошли Дом таможенных чинов и Экспозиционный зал, который предназначался для проведения российских мануфактурных выставок (первая прошла в 1829 году).
Ансамбль Биржевой площади решен в стиле классицизм.
Тома де Томон является автором первого в России развёрнутого классического ансамбля – здания Биржи с Ростральными колоннами и набережной стрелки Васильевского острова.
Мы направляемся к Дворцовому мосту. Слева от нас Биржевой сквер и установленный там речной якорь-кошка корабля Российского флота, сделанный на Олонецком заводе в 1723 году. Установлен в честь 300-летия Санкт-Петербурга.
Мы продолжаем нашу экскурсию.
Справа от нас – здание Кунсткамеры и бывшего Южного пакгауза Биржи.
Кунсткамера (в переводе с немецкого «кабинет редкостей», в настоящее время — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН) — первый музей в России, учреждённый Петром I в 1714 году. Обладает уникальной коллекцией предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов, а также «особенной» коллекцией анатомических аномалий.
По легенде, с целью привлечения посетителей в музей, Петр I распорядился каждому (на выходе!) давать стакан водки и бутерброд.
Свой кабинет редкостей или «государев Кабинет» Петр I начал собирать во время «Великого посольства» в 1697—1698 годах. С годами коллекция расширялась, требовались новые помещения. Ныне существующее здание возводилось с 1718 по 1735 годы.
В 1718-1719 годах строительством руководил архитектор Маттарнови, предполагаемый автор проекта здания в стиле раннего (петровского) барокко. С 1719 по 1724 год, после смерти Маттарнови, строительство вёл инженер-архитектор Гербель.
После смерти Гербеля в 1724 году работы вёл архитектор Кьявери. В 1727 году в ещё недостроенное здание перенесли личные коллекции Петра I, библиотеку и Готторпский глобус. С 1727 года под руководством архитектора Земцова производилась внутренняя отделка здания. В 1735 году строительство Кунсткамеры заканчивается.
Музейные коллекции занимали восточное крыло здания, в средней части находился Анатомический театр, в башне — Готторпский глобус (с 1754 года — Большой академический) и обсерватория, в западной — учреждения Академии наук. Здесь работал М. В. Ломоносов.
В 1747 году в здании разразился пожар, уничтоживший отделку интерьеров, деревянные конструкции крыши и обсерваторию, находившуюся в башне. Ремонтные работы осуществлял в 1754-1758 годах архитектор Чевакинский, частично изменивший архитектурный облик здания. Верхнюю часть башни восстанавливать не стали.
Сохранившееся здание утратило многие детали, характерные для стиля петровского барокко.
Савва Иванович Чевакинский (1709; по другим данным 1713 — между 1772 и 1780; по другим данным после 1783) — главный архитектор Адмиралтейств-коллегии.
Работал в стиле позднего (елизаветинского) барокко.
Автор проектов Никольского морского собора,
дворца графов Шереметевых на Фонтанке (Фонтанный дом),
особняка генерал-адъютанта И. И. Шувалова на углу Итальянской улицы и Малой Садовой.
В качестве главного архитектора флота им выстроены склады для хранения корабельного леса на острове Новая Голландия
Но вернемся к Кунсткамере.
Утраченная часть центральной башни после пожара 1747 года (она была деревянной) восстановлена только в 1947-1949 годах по проекту архитектора Р. И. Каплан-Ингеля.
Рядом с Кунсткамерой расположен бывший Южный пакгауз Биржи.
В настоящее время там расположен Зоологический музей Зоологического института РАН — старейший зоологический музей на территории России. Музей был образован в 1832 году путём отделения от экспозиции Кунсткамеры.
Зоологическому музею передали Экспозиционный зал Южного пакгауза Биржи.
Если статья была интересной, буду благодарен вам за лайк. Также буду рад видеть вас среди подписчиков канала. Спасибо!
До новых встреч с Санкт-Петербургом.
Все иллюстрации из открытых источников.