Когда в репетиционном плане Международного оркестра Kunming International Philharmonic появилась 1-я симфония Густава Малера, то музыканты сразу приободрились. Ещё бы! Давно на пультах были ноты какого-нибудь масштабного произведения, сложного и очень красивого.
Сочинения китайских композиторов, которые часто исполняются в наших концертах, колоритные, красочные, патриотичные, своеобразные, но...В них нет бури чувств, глубоких переживаний, накала и плотной фактуры, всего того, что мы любим и что всегда хочется играть, "засучив рукава".
1-я симфония Густава Малера - известное произведение в мире классической музыки. Она - фундамент, начало "откровений композитора на закате эпохи романтизма".
"Если бы Шуберт прожил ещё лет 50, то это был бы уже Малер",- сказал однажды известный музыкант Рудольф Баршай.
И это так! Девять симфоний Малера - это шедевры, вершины романтической симфонической музыки. И Шуберт, и Малер - величайшие мелодисты, истинные романтики. Если Шуберт в своих произведениях много внимания уделял чувствам, восприятию музыки с помощью душевных переживаний, то Малер в своём творчестве уже поднимает масштабные философские проблемы.
Малер творил на стыке веков: он прожил 51 год (1860-1911). И за 11 лет нового ХХ века окончательно сформировал своё музыкально - философское мировоззрение. Все его симфонии "посвящены" единственному вопросу - "в чём заключается смысл жизни?"
О своём творчестве композитор говорил: "Писать музыку - значит, строить новый мир".
Его собственный мир был наполнен фанатичным служением искусству.
Как и "великие австрийцы" Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Малер внёс большой вклад в мировое музыкальное искусство.
39 фактов о Малере
- Густав Малер родился 7 июля 1860 года в небольшой деревушке в чешской Богемии в еврейской семье;
- в семье было 14 детей, но только пятеро из них дожили до взрослого возраста;
- семья не имела отношения к искусству. Отец содержал трактир и хотел видеть в сыне приемника;
- в детстве будущий композитор был очень замкнутым и странным. Мог по несколько часов сидеть неподвижно, размышлять, даже не меняя позы;
- музыкальное дарование проявилось рано. К шести годам он уже хорошо играл на фортепиано. Но вундеркиндом будущий композитор не был, скорее упорным и прилежным;
- классическое музыкальное образование получил в Венской консерватории;
- Малер был очень честолюбивым человеком. Поражение на композиторском конкурсе в начале карьеры больно ударило по его самолюбию и "заставило" стать за дирижёрский пульт;
- как дирижёр Малер быстро достиг европейской славы. Вершина его дирижёрской карьеры - должность директора оперного театра в Вене;
- ради этой должности он отрёкся от иудаизма и принял католичество, показав свой беспринципный характер;
- Малер обладал невероятной трудоспособностью, хотя некоторые критики называют это "синдромом гипноза власти" (Ромен Роллан);
- его власть, как дирижёра, была безоговорочной: он утвердил главенствующую роль и абсолютный авторитет дирижёра в оркестре;
- во время концерта он не позволял входить в зал даже знатным особам, хотя прежде публика не имела ограничений в передвижении;
- это идея Малера - выключать свет в зале во время концерта, чтобы внимание слушателей было сосредоточено только на музыке, а не на драгоценностях и нарядах публики;
- он не мог простить оркестрантам лень и безразличие. Поэтому в работе всегда был неуступчивым, язвительным, жёстким, капризным. Одним словом - диктатор;
- оркестранты молча ненавидели своего дирижёра, ведь его репетиции могли быть бесконечными (по 15 часов без отдыха), а взгляд испепелял и парализовал любого музыканта ("или Малер выдохнется, или у кого-то сдадут нервы"). При этом качество исполнения всегда было на высоте;
- известно, что даже во время случившегося во время концерта пожара, Малер не остановил оркестр. Это сделали пожарные;
17. современники говорили о манере Малера дирижировать: "Такое ощущение, что его постоянно бьёт током". Он постоянно подёргивался, был возбуждён, работал в каких-то конвульсиях;
18. говорят, что Малер хотел быть внешне похожим на Бетховена. Поэтому у него всегда были взлохмачены волосы;
19. в жизни он был рассеянным человеком, брюзгой и крайне угрюмой личностью в обществе;
20. в творчестве Г. Малера удивляет редкое жанровое ограничение. Он не писал оперы, хотя был оперным дирижёром и имел в своём распоряжении лучшие оперные труппы Европы. Не писал произведения для фортепиано, хотя сам был прекрасным пианистом;
21. Малер писал только песни и симфонии. Песни - это его "личный дневник". Симфонии - грандиозные полотна, обращённые ко всему миру;
22. его музыку часто ругали, называли "нагромождением", "плохо обтёсанными глыбами";
23. его 8-я симфония известна гигантским составом участников. Получила название "Симфония тысячи". В ней задействованы три хора, восемь солистов и количество музыкантов увеличено в пять раз;
24. музыка Малера эмоциональна, сложна, её вряд ли кто-то станет напевать, выходя с концерта;
25. по призванию Густав Малер - композитор, а по профессии - дирижёр. Музыку он писал в свободное от работы время, летом. Дирижированием же зарабатывал на жизнь и делал это фанатично, уникально, одержимо;
26. в 1933-1945гг. идеология национал-социализма запретила исполнение музыки Малера на территории Европы;
27. настоящее признание его творчества началось с середины ХХ века в США и Великобритании;
28. любовь всегда приносила композитору вдохновение. Самые красивые, романтичные произведения написаны Малером в состоянии влюблённости;
29. женился Малер только в 42 года на Альме Шиндлер, которая была моложе его на 19 лет. Биография этой женщины полна связей с известными художниками, музыкантами, писателями как до замужества, так и после смерти композитора;
30. их совместная семейная жизнь не была спокойной. Известно, что Малер был одним из "пациентов" Зигмунда Фрейда. Доктор пытался помочь композитору решить его семейные проблемы при помощи психоанализа;
31. из русского искусства Малер особенно ценил творчество Чайковского и Достоевского;
32. но его самого в России так "не прижимали к сердцу", как, например, Бетховена или Шопена. В России вплоть до середины ХХ века Густава Малера знали и ценили только как великого дирижёра;
33. страстным почитателем музыки Г.Малера был известный советский композитор Д.Д.Шостакович. Он всегда говорил, что на необитаемый остров взял бы с собой партитуру Малера;
34. последние несколько лет жизни Малер работал в США (Метрополитен - опера и Нью-Йоркский филармонический оркестр);
35. по словам его жены Альмы, композитор испытывал страх перед числом 9. Будто бы так боялся написать 9-ю симфонию, что не пронумеровал её, а назвал просто "Песнь о земле". Ведь 9-я симфония стала последней у Бетховена, Шуберта, Дворжака и Брукнера. В жизни Малера случилось так, что 10-ю симфонию он начал, но не закончил;
36. в симфонии-кантате "Песнь о земле" (1908) композитор обращается к китайской поэзии VIII века, находит параллели с тонкой китайской живописью и лирикой, которые символизируют "вслушивание в тишину, уход в вечность, благоговейное ожидание новой жизни";
37. Малер скончался от последствия тяжёлой ангины - эндокардита. Антибиотики могли бы спасти ему жизнь, но к тому времени ещё "не существовали";
38. самое длинное произведение композитора - Симфония №3 - длится полтора часа;
39. сегодня музыка австрийского композитора Густава Малера популярна в мире. Да, она не звучит "из мобильников". Но по количеству проданных дисков "находится" на 4 месте после Баха, Моцарта и Бетховена.
Американская певица Бейонсе утверждает, что она является дальней родственницей Малера. Однако, неожиданно. Но...
В жизни всё может быть...
Самая известная часть 1-й симфонии - третья
#музыка
#культура
#искусство
#симфонический оркестр
#история зарубежной музыки