Найти в Дзене
Взял и поехал

Казань или Екатеринбург? Сравниваю наши третьи столицы по основным показателям

Оглавление

В 2009 году руководство Казани зарегистрировали в Роспатенте бренд «Третья столица России» и присвоили городу соответствующий товарный знак. С тех пор Казань официально носит это звание.

Статус достался городу не без борьбы. Главным претендентом на то звание так же выступил Нижний Новгород. Руководство города попыталось оспорить этот факт в свою сторону.

В ходе обсуждений учитывался ряд факторов: численность населения, наличие культурных и архитектурных памятников, уровень развития инфраструктуры. Нижний проиграл тогда по всем этим показателям.

Интересно, но руководство Екатеринбурга тогда в этом участия решило не принимать. А может быть зря?

Сегодня я попробую сравнить эти два величественных города между собой. Обязательно напишите своё мнение на этот счёт, если вдруг живете в одном из них.

Итак,

1. Численность населения

В Казани на сегодняшний день проживает 1 257 341 человек.

В Екатеринбурге - 1 495 066 человек

Как видим в Екб живет почти на 238 тысяч больше, а это очень значительная разница.

Если посмотреть на численность населения в динамике, то видим следующее:

Казань:

  • 2001 - 1 090 200 человек,
  • 2011 - 1 145 424 человек,
  • 2021 - 1 257 341 человек (+ 167 тысяч за 20 лет)

Екатеринбург:

  • 2001 - 1 256 900 человек,
  • 2011 - 1 350 100 человек,
  • 2021 - 1 495 066 человек (+ 238 тысяч за 20 лет)

Итог:

В Екб проживает примерно на 20% больше людей чем в Казани.

2. Переходим к культурным и архитектурным памятникам

Казань за свою долгую историю сумела накопить 1660 объектов культурного наследия. Помимо этого на территории республики находятся три объекта всемирного наследия ЮНЕСКО: Казанский кремль, археологический комплекс города Болгар и Успенский собор на острове Свияжск.

У Екатеринбурга список скромнее. В городе зарегистрировано чуть больше 500 объектов культурного наследия. Объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в Свердловской области нет.

Если же говорить о возрасте городов, то Казани сейчас 1016 лет, Екатеринбургу - 298.

3. Теперь поговорим про инфраструктуру

Для этого сравним 2 важнейших инфраструктуры каждого города: социальную и транспортную.

Социальная инфраструктура - совокупность отраслей и предприятий, функционально обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения.

В Казани на 01.01.2021 было зарегистрировано:

  • Городские больницы - 531,
  • Государственные детские сады - 619,
  • Государственные школы, лицеи, гимназии - 167,
  • Высшие учебные заведения - 32,
  • МФЦ - 17

В Екатеринбурге на 01.01.2021 было зарегистрировано:

  • Городские больниц - 867,
  • Государственные детские сады - 934,
  • Государственные школы, лицеи, гимназии - 165,
  • Высшие учебные заведения - 39,
  • МФЦ - 29

Итог:

  • Городских больниц в Екб больше на 40%,
  • Детских садов в Екб больше на 50%,
  • Учебных заведений в обоих городах примерно поровну,
  • МФЦ больше в Екб на 70%
  • Напомню, что в Екб официально проживает на 20% больше людей.

Транспортная инфраструктура - совокупность отраслей и предприятий транспорта.

В обоих городах представлены практически все виды городского транспорта. Давайте их сравним.

Казань:

  • Метрополитен - 16,7 км, 11 станций.
  • Автобус - 58 маршрутов, 784 автобуса;
  • Троллейбус - 11 маршрутов, 140 троллейбусов;
  • Трамвай - 6 маршрутов, 107 вагонов.

Екатеринбург:

  • Метрополитен - 12,7 км, 9 станций;
  • Автобус - 71 маршрут, 338 автобусов;
  • Троллейбус - 19 маршрутов, 238 троллейбусов;
  • Трамвай - 30 маршрутов, 455 вагонов.

Итог:

  • Метрополитен в Казани развит лучше, есть открытые планы по строительству второй ветки. В Екб все планы по метро заморожены.
  • В Казани функционирует в 2 раза больше автобусов, но в Екб это сполна компенсируется троллейбусами и трамваем.

По личным ощущением в Казани транспортная инфраструктура развита немного лучше. В Екб по городу перемещаться иногда тяжело.

Какой из всего этого можно сделать вывод?

  • В Екатеринбурге проживает намного больше людей. Темпы прироста населения одинаковые.
  • В разрезе возраста и накопленных объектов культурного наследия Екб значительно уступает Казани.
  • В разрезе развития инфраструктуры города находятся примерно на одном уровне.

Так может зря тогда руководство Екатеринбурга не вступило в борьбу за звание третьей столицы России? Что думаете на этот счёт?

Отмечу, что оба региона являются не дотационными, соответственно при распределении Федерального бюджета средств не получают, а живут в основном за свой счёт.

Напомню, что таких регионов у нас всего 13. Подробнее об этом я писал тут:
Простая аналитика: регионы России с самыми высокими дотациями в 2020 году

Так же стоит напомнить, что в 2023 году Екатеринбург отметит свое 300-летие. Если вспомнить преображения Казани и Нижнего Новгорода на 1000-летие и 800-летие соответственно, то хочется верить, что в Екатеринбурге динамика будет примерно такая же.

Так же в 2023 году в городе пройдёт летняя Универсиада, которая должна внести свой вклад в развитие города.

В любом случае тут всё полностью зависит от руководства Екатеринбурга, а точнее от того, смогут ли они выбить средства из Федерального бюджета на эти знаменательные события.

В любом случае, я искренне пожелаю развития и процветания обоим этим городам. Я с удовольствием возвращаюсь снова и снова в каждый из них.

На сегодня всё, надеюсь, что было интересно.

Напишите, если хотя бы раз бывали в одном из этих городов. Какой понравился больше? Какому городу вы бы отдали этот статус?

Особенно интересно было бы услышать мнение местных.

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал

Всегда свежие фото из путешествий на моей странице инстаграм

Всем добра и удачи!

Читайте другие мои статьи про эти города:

На ПМЖ в Казань. Честный отзыв о столице Татарстана

10 интересных фактов о Казани, которые знают далеко не все

Разбираемся, в чем заключается принципиальная разница между Казанским и Московским метро

На ПМЖ в Екатеринбург. Честный отзыв о столице Урала

Десять фактов про Екатеринбург, о которых мало кто знает

Будет ли Екатеринбурге вторая ветка метро? Пять фактов о первом метрополитене Урала