Найти тему
Сфератус практикус

Радость?

Добрый день, уважаемые читатели!

Радость во время пандемии? Может показаться бредом, нечестным или даже безумием говорить о переживании радости посреди нашей нынешней ситуации в мире, но это реальный вопрос, ставящий под сомнение возможность и присутствие радости в такое время, как сейчас.

Радость, о которой я пишу, не отрицает печали, неудач или сомнений. Радость возможна даже без идеальной, безупречной жизни. Свет может восстать из тьмы. Радость может возникнуть среди печали. Говоря словами теолога Фредерика Бюхнера, "что-то [может] восстать из тьмы".

В афроамериканской музыкальной традиции есть много примеров такого рода "скорбной радости", как назвал ее в своих мемуарах недавно умерший профессор Принстона Эл Работо.

В стихотворении "Nobody Knows the Trouble I See" говорится: "Никто не знает, какую беду я вижу", а затем переходит в " Слава, аллилуйя!". Бывший профессор семинарии Уэсли Уильям Макклейн так говорит об афроамериканском пении:

"В нашей меланхолии наши песни не всегда скорбные. Чаще всего они радостные, поднимающие дух над отчаянием. Однако наши печальные песни иногда звучат в разгар нашей радости, в моменты ликования и торжества. В момент глубочайшего отчаяния мы поем: "Иногда я чувствую себя ребенком без матери вдали от дома". А в момент печали мы поем с уверенностью: "Я так рад, что беда не длится вечно"".

-2

Эта печальная радость также отражена в романе "Хвалебная песнь для вдовы". В нем автор Поул Маршалл изображает сочетание праздника и торжественности в культурном торжестве, известном как Большой барабан. Когда бьют в барабан, пишет она:

"... единственная, темная, звонкая нота, которую он издавал, подобно глубокому смычку виолончели, звучала как дистилляция тысячи песен о печали. Ее источником должно было быть сердце, израненная, все еще кровоточащая внутренняя камера коллективного сердца. На долю секунды нота зависла во дворе, пробиваясь сквозь веселье, чтобы обратиться ко всем присутствующим. Чтобы напомнить им об истинном и торжественном деле праздника".

Маршалл описывает эту смешанную текстуру печали и радости: торжественный праздник, мрачная вечеринка, печальная радость.

Радость может быть таким неуловимым качеством, но исследовательский проект Йельского университета "Теология радости и хорошей жизни" попытался описать ее. Участники проекта формулировали радость по-разному: как чувство, которое отвечает на что-то другое; счастье плюс благодарность; чувство удовлетворения своим выбором и выбранным или не выбранным путем; акт сопротивления отчаянию и его силам; временный опыт, связанный с кем-то вне нас; внутренняя сила; непосредственный ответ на творение, искупление и спасение; глубоко сидящее чувство благополучия с самим собой и жизнью; нечто, уходящее корнями в веру, надежду и любовь; работа, которая может стать состоянием, которое может стать образом жизни.

-3

В одном мы сошлись - радость является основополагающим фактором человеческого существования и благополучия.

Руководитель исследования, профессор Мирослав Вольф, утверждал, что определять радость как "чувство большого удовольствия и счастья" - это все равно, что описывать шампанское как пузырящуюся жидкость, забывая при этом о его золотистом цвете, аромате спелой груши и свежеиспеченного хлеба или следах яблока, ванили, дрожжей и орехов в его вкусе, и, конечно, о его способности опьянять. Вольф определяет радость как "эмоциональное единение между собой и миром - обычно небольшой его частью - переживаемое как благословение".

Радость может быть буйной или спокойным восторгом, но именно переживание чего-то как благословения инициирует ее.

Наблюдая за нашим обществом сегодня, мы, кажется, больше знаем о разногласиях, о которых говорят в новостях, о препирательствах, подлости и осуждении, чем о любви и радости. Хороший вопрос, который стоит задать себе, задает легендарный профессор Гарварда и священник Питер Гомес: не "Верите ли вы в жизнь после смерти?", а "Верите ли вы в жизнь до смерти? Есть ли в вас жизнь сейчас?".

-4

Другими словами, Гомес спрашивает, есть ли в вас сейчас радость? Если нет, то почему? Как мы уже слышали здесь, ответ не обязательно должен зависеть от победы над горем и печалью. Радость - это даже не обязательно то, что мы должны заслужить, но это ключ к нашему процветанию. Если раньше мы нуждались в благословении радости, то сейчас оно нам точно необходимо.

Спасибо за лайк, комментарий и подписку, до новых встреч здесь!