Найти тему

Завоевания царства Цинь

внедрение частнособственнических отношений с вытеснением потомственной, родовой по своему происхождению, аристократии имущественной знатью были несомненными признаками этого перехода. Предпосылкой к тому было распространение в Китае с середины I тысячелетия до н. э. железной техники, повлёкшее за собой быстрое повышение уровня производительных сил. Об этом переходе свидетельствует развитие в период Чжаньго частной собственности на рабов и частного рабовладения. Однако наряду с общими явлениями этот этап развития древнекитайского общества имел и свои специфические особенности.

Специфической особенностью развития рабовладельческой формации в древнем Китае, как и в большинстве стран древнего Востока, было длительное сохранение общины и значительное преобладание в сельскохозяйственном производстве на всём протяжении древней истории Китая труда земледельцев-общинников над трудом рабов. С конца периода Чжаньго в связи с постепенным разложением общины и разорением части общинников в земледелии начинает использоваться труд наёмных работников и получает развитие мелкая аренда — явление, весьма характерное и для других рабовладельческих стран древнего Востока.

Другой особенностью древнекитайского общества являлось сосуществование наряду с развитыми формами рабства таких примитивных форм рабовладения, как патриархальное домашнее рабство, самопродажа свободных людей и долговое рабство, причём долговое рабство развилось в Китае сравнительно поздно и получило очень широкое распространение, являясь едва ли не основным источником частного рабовладения. Это не могло не отразиться на общем характере рабовладения в древнем Китае и, в частности,на положении рабов.

Развитие в V—III вв. до н. э. частнособственнических и рабовладельческих отношений привело к обострению классовых противоречий, а также противоречий между старой, наследственной землевладельческой аристократией и новой, торгово-ростовщической знатью. Эта борьба выражалась в восстаниях и политических переворотах, о которых мы находим краткие упоминания в источниках, в напряжённой борьбе идеологических течений. Получившие распространение в этот период даосизм, древнее конфуцианство, фацзя и другие направления в конечном итоге отражали борьбу идеологий свободных общинников, родовой аристократической верхушки и представителей новой, имущественной знати.

Завоевания царства Цинь

В результате проведения реформ Шан Яна царство Цинь превратилось в сильное централизованное государство.

[Картинка: img_229.jpeg]

Кожаный щит воина, расписанный цветным лаком. Из раскопок в районе города Чанша (провинция Хунань). V—III вв. до н. э.

Со времени правления Сяо гуна началась ожесточённая борьба Циньского царства за объединение под своей гегемонией всей территории древнего Китая. Первым объектомзахватнической политики Сяо гуна стало находившееся к востоку от Цинь соседнее царство Вэй. Циньские войска под руководством Шан Яна, прославившегося в качестве не только реформатора, но и стратега, нанесли Вэй крупное поражение.

При следующих за Сяо гуном правителях циньские войска захватили земли царства Вэй вплоть до большой излучины реки Хуанхэ. Успешное форсирование Хуанхэ облегчило циньским войскам путь к дальнейшим завоеваниям. С этого времени Цинь постоянно совершало нападения на расположенные к востоку от большой излучины Хуанхэ земли царств Вэй и Чжао, а также на земли Ханьского царства, присоединяя к себе по частям их территории.

В ответ на агрессивные действия Цинь царства Хань, Чжао, Вэй, Янь и Ци заключили между собой военный союз и выступили совместно против Циньского царства, но потерпели поражение. Затем были разбиты циньскими войсками и объединённые армии Чжаоского, Ханьского и Вэйского царств. Ослабив Вэй и Хань и присоединив к себе значительную часть территории современной провинции Сычуань, Циньское царство столкнулось с самым крупным по размерам и наиболее сильным царством Чу, также претендовавшим на роль гегемона. Чу заключило договор о взаимной помощи с царством Ци. Циньские правители не жалели средств, чтобы оторвать Чуское царство от союзников. Засылая в Чулазутчиков, действуя подкупом, хитростью и прямым обманом, Цинь, наконец, удалось расколоть этот союз и сорвать заключение соглашений между Чу и другими царствами.Изолировав таким образом Чу от остальных царств, Цинь открыло против него военные действия и нанесло ему ряд серьёзных поражений. В 278 г. до н. э. циньские войска вторглись в царство Чу и захватили его столицу — город Ин. В результате этой победы Цинь присоединило к себе значительную часть территории Чуского царства.

Подорвав таким образом силы самого опасного из своих соперников, Цинь направило свой новый удар на сохранившее ещё значительную силу царство Чжао. Война с Чжао была наиболее жестокой и напряжённой из всех войн, которые вело Циньское царство. По свидетельству источников, в ней чжаосцы потеряли убитыми 450 тыс. человек, а войска Цинь — более половины этого количества.

Потерпев сильнейшее поражение, Чжао едва смогло с помощью подкреплений, присланных царствами Вэй и Чу, удержать в своих руках столицу — город Ханьдань.

К середине III в. до н. э. Циньское царство не имело себе равных по силе и мощи. Обессиленные непрерывными войнами и внутренними смутами, потерявшие значительную часть своих территорий, древнекитайские царства были не в состоянии оказывать дальнейшее сопротивление Цинь, и их окончательное поражение было лишь вопросом времени.

3.Идеология и культура Китая в V—III вв. до н. э.

Развитие естественно-научных знаний и философии

Важные сдвиги в социально-экономической и политической жизни Китая сопровождались крупными успехами в развитии культуры.

Потребности земледелия вызвали очень раннее возникновение в древнем Китае астрономических знаний. Уже в глубокой древности китайские астрономы умели вычислять время зимнего и летнего солнцестояния, солнечных и лунных затмений. В период Чжаньго в Китае получил распространение лунно-солнечный календарь, исчислявший длительность года приблизительно в 365,25 суток, а продолжительность месяца — в 29,53 суток. В связи с разницей между лунным и солнечным годом в календарь были внесены дополнительные месяцы: на каждые 19 лет — семь дополнительных месяцев.

В древнекитайских летописях сохранились записи об астрономических наблюдениях, причём правильность многих из них подтверждена современной астрономией. Так, начиная с 240 г. до н. э. китайские учёные совершенно точно отмечали каждое появление кометы Галлея, упоминание о которой впервые было сделано в летописи царства Лу под осенью 613 г. до н. э. Ко времени Чжаньго китайские астрономы разделили небесный свод на созвездия. Они имели представление о Млечном пути, определили положение и внешний вид ряда планет, дали названия ярчайшим звёздам. В IV в. до н. э. учёным Ши Шэнем был составлен первый в мировой истории звёздный каталог на 800 светил. Изучая движение светил, древнекитайские астрономы пытались по изменению их местоположения предсказывать изменения погоды.

Необходимость создания ирригационных сооружений привела к развитию в это время практических математических знаний и, в частности, геометрии. Древним китайцам были известны свойства прямоугольного треугольника, ими было установлено равенство квадрата гипотенузы сумме квадратов катетов.

Источники дают сведения о развитии в период Чжаньго элементарных знаний по анатомии и медицине.

Развитие элементарных естественно-научных знаний послужило основой для возникновения наивных материалистических идей. Пытаясь проникнуть в тайны природы, древнекитайские учёные искали первоэлементы вещей. По их представлениям, основу материального мира составляли пять первоэлементов: вода, огонь, дерево, металл и земля. В древнейших китайских натурфилософских трактатах большое внимание уделялось изучению и описанию физических свойств этих основных элементов.

Примитивная натурфилософия древних китайцев нашла своё отражение в главе «Хун фань» («Великий план») «Шу цзина» («Книги истории») и в «И цзине» («Книге перемен»). Традиционная дата составления этих сочинений — XI—VII вв. до н. э., однако, как показали недавние исследования проф. Го Мо-жо и других китайских учёных, их написание следует относить к более позднему времени. В период Чжаньго неизвестными авторами был создан натурфилософский трактат «Си цы чжуань», излагающий учение о материальном мире, в котором стихийные материалистические представления сочетаются с некоторыми элементами диалектического мышления. Одна из основных идей этого трактата — изменчивость всего существующего, обусловленная борьбой двух противоположных начал: ян — света и инь — тьмы. В борьбе этих сил рождаются пять первоэлементов — вода, огонь, дерево, металл и земля — и всё многообразие вещей и явлений мира. В «Си цы чжуани» мы находим изложение учения о «триаде» («небо — земля — человек»), в котором человек не противопоставляется небу и земле, а занимает одинаковое с ними место в системе бытия.

V—III века до н. э. были периодом интенсивного развития философского мышления. В это время зародились основные школы китайской философии. В трактатах того времени нашло отражение развитие двух основных направлений философии: материализма и идеализма.

Наивные материалистические идеи получили развитие в учении Лао-цзы, считающегося, как уже упоминалось, основоположником древнего философского даосизма. Учение Лао-цзы было впоследствии изложено в «Дао дэ цзине», текст которого в том виде, в каком он дошёл до нас, по-видимому, был составлен не ранее IV—III вв. до н. э. Выше были рассмотрены социальные идеи даосизма. Остановимся теперь на философском содержании этого учения. По «Дао дэ цзину», все вещи состоят из мельчайших материальных частиц ци. Основной философской категорией «Дао дэ цзина» является понятие дао, означающее в прямом переводе «путь», «закон». Согласно учению Лао-цзы, мир подчинён единому закону — дао. Дао является основой и источником всего существующего, «матерью всех вещей». В учении Лао-цзы оно противопоставлено религиозным представлениям о «небесной воле» и выступает как закон необходимости самой природы. Определяющим признаком дао является его естественность. «Человек следует земле, земля следует небу, небо следует дао, а дао следует естественности». В этом положении раскрывается материалистическое содержание категории дао. В качестве образного примера наивно-материалистического толкования дао можно привести следующую притчу философа IV—III вв. до н. э. Чжуан-цзы о мяснике и вэйском правителе. Правитель царства Вэй, узнав об умении одного мясника разрубать быка тремя ударами, даже не затупив при этом топора, спросил, как это ему удаётся. Мясник ответил: «...Я всю свою жизнь постигал дао быка. Изучив дао животного, я могу делать это тремя ударами, а мой топор остаётся таким же острым, как и прежде. Другие делают это пятью ударами, после чего топоры ихстановятся тупыми».

Наивно-материалистическое учение Лао-цзы было проникнуто стихийным диалектическим мышлением. Согласно «Дао дэ цзину», мир находится в постоянном движении и изменении, все вещи и явления в процессе своего развития переходят в свою противоположность. «Неполное становится полным, кривое — прямым, пустое — наполненным, ветхое— новым». Однако основой развития мира, по «Дао дэ цзину», является всеобщее единство, а не борьба противоположностей. Для даосизма характерно пассивное, созерцательное отношение к действительности. Лао-цзы считал, что человек не должен вмешиваться в естественное течение жизни, не должен нарушать своими действиями естественный закон дао.

Второй важнейшей категорией изложенного в «Дао дэ цзине» учения является понятие дэ, которое выступает как обнаружение дао. Благодаря ему дао, само по себе непознаваемое, проявляется в мире вещей и явлений и, в