С некоторыми сотрудниками трудно ужиться, они отравляют жизнь всему коллективу. Но применять меры можно и нужно. Разберём несколько типажей и расскажем о мерах «борьбы».
1. Задира
От таких сотрудников страдают практически весь коллектив. Задира получает истинное удовольствие от негатива. Если у вас вчера не сложилось свидание, а он прознает об этом, непременно спросит или будет напоминать при случае. Или обязательно поинтересуется исходом игры, зная, что ваша любимая команда проиграла.
Причиной для придирок может быть что угодно: одежда, причёска, привычки. Задира запомнит слабости каждого сотрудника и при случае будет ими «жонглировать». А любые неудачи будут высмеиваться. А если вы попытаетесь ответить, то окажется, что вы сами и виноваты, поскольку не поняли шутки и вообще – на правду не обижаются.
Тактика борьбы
Большинство ситуаций с задирами выглядят по-детсадовски. Как отреагировать на них по-взрослому? Оптимальный вариант – игнор. Не реагируйте и не ведитесь на провокации. Обращайтесь к такому сотруднику только по рабочим вопросам. Без «пищи» для шуток, задира в скором времени утратит к вам интерес.
2. Жалобщик
Ему вечно всё не нравится, даже если в реальности дела обстоят хорошо. Директор плохой, график неправильный, задания дурацкие. Всё новое – к худшему. Нужно непременно бороться с системой. Но лучше – руками других. Сам борец не рискнёт своим местом, лучше будет жаловаться. Главное – заразить негативным настроением весь коллектив.
Новички – самая ценная добыча для жалобщика. Они ещё не знают, как обстоят дела в компании и с лёгкостью могут попасть под «обаяние» жалобщика.
Тактика борьбы
Поскольку жалобщику важен сам процесс, не стоит тратить на него свой ресурс, подставляя плечо и соглашаясь разделить «нелёгкую долю». Подтолкните его к действиям, всячески подбадривайте. Маловероятно, что жалобщик перейдёт в активную фазу, а вот от вас отстанет.
3. Сплетник
Однажды придя на работу, вы можете узнать, что у вас, оказывается, роман с коллегой. А всё потому, что вы просто поболтали на корпоративе, но это не ускользнуло от глаз сплетника. Добавив домыслов, в которых сплетник безоговорочный мастер, он презентовал эту информацию коллективу.
Подвергнуться искажению может любая рабочая информация. Кто-то из сотрудников узнаёт, то его планируют повысить или наоборот - уволить, всё потому, что сплетник где-то что-то слышал. Всё это сказывается и на мотивации, и на настроениях в коллективе.
Тактика борьбы
Сплетникам не нужно сообщать никаких важных данных, а тем более откровенничать с ними. Оптимальное решение – свести до минимума любые контакты с таким человеком.
4. Стратег
Стратеги любят заниматься саморекламой. Пытаются заполучить самых выгодных клиентов, самые перспективные проекты. При этом самому рабочему процессу уделяется минимум времени. Важнее – показать самопожертвование. Даже если успех – это заслуга команды, стратег перед начальством присвоит победу себе. А в случае неудачи – укажет на виновного, при этом себе такую роль он не оставит никогда, ведь он - просто умница!
Действия стратега демотивируют весь коллектив, поскольку общие заслуги легко могут быть похищены.
Тактика борьбы
Оптимальный вариант – обратить внимание руководителя на действия стратега. Он может ввести систему KPI и постановки задач, которые позволят видеть, кто что сделал в реальности. Самим сотрудникам стоит сохранять доказательства: документы, почту и другие сообщения.
5. Прокрастинатор
Прокрастинаторы живут в своём ритме, который может сильно отличаться от ритмов организации. Он плохо приспособлен к дедлайнам, а своим участием может поставить под угрозу любой проект, особенно, если он в этом проекте задействован не на последнем производственном этапе. И у прократинаторе всегда подготовлен список причин, которые не позволили ему сделать всё в срок.
Например, организации нужно сделать баннер к рекламной кампании заказчика. Его нужно успеть согласовать вместе с другими рекламными продуктами. Но дизайнер баннера опаздывает со сдачей своего сегмента. Чтобы успеть в срок задерживаться и перерабатывать приходится всему коллективу. И такая ситуация раз за разом повторяется.
Тактика борьбы
Руководитель может попробовать поставить временной зазор между «общим» дедлайном и «личным» дедлайном прокрастинатора. Если предупреждение далеко не первое, самый эффективный способ – от такого сотрудника попросту избавиться.
6. Беспомощный
Он давно не новичок, но не может самостоятельно справиться практически ни с одной задачей. Часто коллегам проще сделать работу за него, чем что-то пытаться в очередной раз объяснить. И это переходит в порядок вещей. Беспомощный будет обращаться к вам снова и снова.
Тактика борьбы
Не нужно идти на поводу. Ставьте в приоритет свою работу. Например, говорите: «Мне нужно закончить отчёт. А после смогу помочь, если не справишься». Подсказывайте, но не делайте чужую работу. Так беспомощный сотрудник перестанет всё время к вам обращаться.
7. В доску свой
Для таких сотрудников в порядке вещей взять без спроса чужую кружку или ручку. Они не стесняются задавать личные вопросы, будто весь коллектив – их родные братья и сёстры.
Тактика борьбы
Нужно чётко установить границы. Не бойтесь пресекать вопросы и поступки. Делайте это твёрдо, но доброжелательно. Если в доску свой и не изменит свои привычки, неприятный разговор прекратить вы сможете.
А какие типы сотрудников встречаются в вашем коллективе? Как с ними боретесь вы? Делитесь в комментариях.
Узнайте, кто вы в коллективе: душа команды или генератор идей.