Найти тему
Первым делом самолёты

Несколько слов о серийном военном транспортнике Ил-76МД-90А

В такой стратегически важной сфере как транспортная авиация, Россия должна самостоятельно производить весь спектр военно-транспортных самолётов. Тот парк ВТС, который сегодня обслуживается очень серьёзно сокращается, по истечению срока службы техника просто списывается. Перед ОАК поставлена беспрецедентная задача, предстоит в каждом классе транспортных самолётов лёгком, среднем, тяжёлом и сверхтяжелом создать новую машину и наладить её производство.

Обновление авиапарка, в первую очередь, Министерства Обороны заложено в масштабной программе перевооружения и первым её пунктом стал модернизированный Ил-76МД -90А. История Ил-76 насчитывает без малого 30 лет. Уже через три года после первого полёта воздушное судно было принято на вооружение. Грузоподъёмность до 50 тонн, класс тяжелых транспортников, всего было выпущено около тысячи самолётов.

В первые же годы работы над транспортным самолётом разработчикам удалось значительно улучшить характеристики машины, что и сделало её незаменимой в боевых действиях. Свои лётные качества самолёт впервые продемонстрировал во время войны в Афганистане.

Почти весь личный состав, 74% боеприпасов и техники доставлялись к месту боёв 76-м Илом. За 10 лет афганской войны самолёт совершил 14700 вылетов - это по четыре рейса в день. Силам союзников советские войска поставляли оружия и после вывода основных сил в 89-м году.

Афганистан, Кандагар
Афганистан, Кандагар

Движение Талибан пыталось препятствовать пролётам наших самолётов, самая известная, пожалуй, история захвата талибами Ил-76 произошла через 6 лет после официального окончания боевых действий и легла в основу фильма "Кандагар" Андрея Кавуна. Больше года семь членов экипажа провели в афганском плену, прежде, чем им удалось бежать.

Легендарный самолёт, кстати, до сих пор в строю, он используется одной из уральских транспортных компаний. Ил-76МД-90А - это 25-я модификация того знаменитого транспортника.

Лётчик-испытатель Михаил Куимов первый летал практически на всех базовых модификациях Ил-76. Он утверждает, что базовая система управления самолётом осталась прежней и те лётчики, которые летали на Ил-76 будут очень просто переучиваться на новую модификацию. В этой машине на замену всем электромеханическим приборам: авиагоризонту, указателям скорости и высоты пришёл полноценный "глазкокпит" или по-русски "стеклянная кабина".

Глазкокпит
Глазкокпит

Дисплеи стали более компактными и все те системы, расположенные ранее на самолёте в тех или иных местах, по левому , по правому борту, по панелям сейчас все сведены в единое информационное поле, которое доступно для внимания любого члена экипажа. Безопасности управления в новом самолёте уделено повышенное внимание, приземляться самолёт теперь может практически в любых погодных условиях.

Благодаря новому автопилоту машина соответствует 2-ой категории ИКАО, высота принятия решения для посадки снижена до 30 метров - это значит, что огромный двухсоттонный транспортник на такой высоте, в силу непредвиденных обстоятельств на земле, может уйти на второй круг.

Шасси нового военного грузовика
Шасси нового военного грузовика

Кроме того, в самолёте значительной переделке, даже полной замене, подверглись крыло, шасси и двигатели. Если планер самолёта, его аэродинамика хороши в процессе эксплуатации, как правило самолёт долго живёт. Меняются двигатели, авионика шагает далеко вперёд, а сам планер остаётся.

Ульяновский авиационный завод "Авиастар-СП"
Ульяновский авиационный завод "Авиастар-СП"

Производство новой машины запустили на Ульяновском заводе "Авиастар-СП", который создавался специально для производства больших транспортников. Министерство Обороны заключило самый большой контракт за последние 20 лет на поставку первых 39 новых самолётов Ил-76МД -90А суммой около140 млрд рублей. Чтобы выполнить заказ военных новый Ил-76 изначально проектировали по современным цифровым технологиям.

Управление обрабатывающим пятикоординатным центром
Управление обрабатывающим пятикоординатным центром

Как следствие, для строительства самолёта по электронным чертежам на "Авиастар-СП" потребовалось заменить треть заводского оборудования. Установили новые обрабатывающие пятикоординатные центры, на которых значительно снизилось время на изготовку деталей и повысилось их качество. Модернизация производства займёт ещё два года и обойдётся в 10 млрд рублей - сумма беспрецедентная.

Новое крыло с цельной панелью
Новое крыло с цельной панелью

Конструкторы решили сделать панель крыла цельной, без лишних швов и стыков она станет более прочной, а без обрабатывающего центра такое решение реализовать невозможно. Первые три машины изготавливали на специальных сборочных машинах - стапелях. Несмотря на потерю работоспособного состава, 20 лет не было притока молодёжи, завод готов выпускать по 21 машине в год - задача для "Авиастар-СП" амбициозная.

Российской армии требуется не менее 130 тяжёлых и сверхтяжёлых транспортных самолётов, а частным компаниям ещё больше. По оценкам специалистов коммерческий оборот грузовых авиаперевозок возрастёт до трёх млрд долларов, а к 30-му году достигнет 7 млрд.