В логопедии данная тема является одной из важнейших, но если Вы еще не ознакомились с причинами речевых нарушений, рекомендую прочитать предыдущую статью!
Итак, опираясь на тот большой список, мы уже понимаем, какой фактор будет первым благоприятным - здоровый образ жизни. Конечно, в последнем периоде, говориться не о Вашем здоровье, а о здоровье ребенка, но кто, если не родители (или лица их заменяющие), создает все условия для малыша и помогает ему развиваться?!
Говоря о благоприятных условиях для развития речи, я имею в виду профилактику речевых расстройств, то есть систему мер по предупреждению нарушений речи.
Самое первое, что необходимо делать - создавать условия для будущей мамы: регулярное питание, прогулки, положительную социальную и психологическую обстановку в семье ее близком окружении.
С приобретением нового статуса “РОДИТЕЛИ” взрослым необходимо:
1. Создавать эмоциональное общение с ребенком с момента рождения.
Конечно же, речи предшествуют эмоции, они являются основой связи между взрослым и ребенком. Малыш “впитывает” улыбки, смех, тон и интонацию голоса.
2. Разговаривать с новорожденным при его кормлении, игре с ним, гигиенических процедурах, одевании, раздевании и т.д.
Именно так взрослые “закладывают” смысл слов в еще пока крошечную головку. «Но ребенок же не понимает, что ему говорят!» - скажете Вы. Поверьте, понимает, может и не так прямолинейно, как это делаем мы, взрослые, но так он улавливает Вашу эмоциональную окраску речи, а со временем придет осознание того, что с ним разговаривают, и ему будет хотеться отвечать!
3. Дублировать произносимые Вами слова и фразы.
Помните поговорку - «Повторение - мать учения!»? Ее же можно сказать и наоборот: «Без учения не будет повторения!». Не ленитесь, проговаривайте по несколько раз, называйте предметы, действия, именно так у малыша они будут откладываться в голове, и по мере роста и развития он начнет их использовать в жизни. Чаще общайтесь с ребенком не по необходимости, для установления контакта!
4. Развивать общую и мелкую моторику.
Движения напрямую связаны с развитием речи, так как их центры, находящиеся в головном мозге, взаимосвязаны. Крупная или общая моторика - это умение ребенка сесть, встать, наклониться, перевернуться, проползти, подойти; мелкая - ощупывание предметов, захват их двумя пальчиками, катание игрушек и т.д..
5. Демонстрировать один язык речи, наиболее предпочтительный во взрослой жизни, если в вашей семье присутствует билингвизм (двуязычие).
Именно билингвизм может повлиять на смешение, замену, искажение звуков двух языков. Как пример, в дошкольном возрасте ребенок произносит русский звук [р] как французский горловой или многие русские согласные звуки заменяет английскими межзубными. Допустимо внедрение иностранного языка в случае Вашего скоро переезда за границу.
6. Создать условия для общения с другими детьми.
Не просто так говорят, что «как только мой ребенок пошел в детский сад, у него резко вырос активный словарный запас». Но важно помнить, что период общения со сверстниками у детей начинается с 3 лет. До этого времени ему необходимо общение со взрослым, которое играет пусковую роль в развитии в этом периоде.
7. Читать, разучивать, обсуждать сказки, рассказы, стихи.
Литература - мощный кладезь умственного, нравственного и эстетического развития детей, и в то же время, она положительно влияет на речевое развитие. Знакомясь с произведениями, мы учим ребенка понимать услышанное/прочитанное, вызываем у него к этому интерес. На этой основе сначала он может пересказывать запомнившееся, а позже рассказывать Вам реальные истории из жизни, ведь его словарный запас увеличивается с каждым днем!
Итак, мы видим 7 самых важных благоприятных условий для развития речи ребенка, закладывающихся от момента зачатия до дошкольного, а то и школьного развития. Будьте путеводителями в этот интересный, меняющийся и полный открытий мир для своих крох!
Буду благодарна за лайк, подписку на канал - ProДетки!
Читайте также:
Как зарождается связь между матерью и ребенком?