Мое отношение с книгой – это тайна, в которую мы любим с ней частенько погружаться. Когда я услышал, что на русский язык наконец переведено первое тщательное расследование рождения американской мафии, у меня в голове зазвучала музыка Нино Рота из "The Godfather", а в глазах, даже не сменяя друг друга, возникли Дон Корлеоне, созданный Марлоном Брандо, и Майкл Корлеоне, в исполнении Аль Пачино. Мне мою тайну придется разделить с этими двумя персонами из кино.
И вот документальная книга о мафии с выставки "Non/fiction" в Гостином дворе у меня в руках.
"Первая семья. Клан Джузеппе Морелло и зарождение американской мафии", ее автор историк Майк Дэш – это книга о мерзавцах, как ее охарактеризовал известный ценитель подобных тем Дмитрий «Гоблин» Пучков, написавший Предисловие. Поэтому, заключает Гоблин, у Дэша нет романтики, как в художественных фильмах Копполы и романах Марио Пьюзо. И поначалу согласился я, - передо мной действительно версия зарождения мафии – падкая на факты и сухая на описания, действительно, документальное повествование о бандитах.
Здесь истинные причины зарождения мафии, – погружаешься: дна не видно. Причины чрезвычайно глубоки и никак не объясняются упрощенной трактовкой о негодяях, собравшихся в одном месте и в одно время. И не так просто объяснить, как мафия стала одной из визитных карточек 20 века.
Но согласиться с официальной трактовкой книги Майка Дэша и Гоблина о чистой документалистике у меня не получилось. Уже с первых страниц.
Опровергаю высказанные слова о книге Дэша и Гоблина с помощью автора… Майка Дэша.
Всякий входящий сюда чувствовал себя как на дне могильной ямы. Комната была сырой, с низким потолком, без окон – в эту промозглую нью-йоркскую ночь – такой же холодной и неприветливой, как взгляд полицейского.
Так начинается Первая глава. Как далеко от документалистики!
И далее мы читаем об изощренном, жестоком убийстве итальянскими бандитами во главе с Морелло непокорного соотечественника.
Мафия, как и сам Джузеппе Морелло, родилась на западе Сицилии в 1860-е годы.
Так начинается вторая глава.
Во второй главе я читаю, что улицы городка Корлеоне были так извилисты и узки, что преступление и побег были очень даже к месту, ведь никого не догонишь. Даже священники в Корлеоне носили при себе пистолеты.
Был весенний день – впрочем, весенним он только назывался.
Э то начало третьей главы. Мы видим, как бедны были мигранты из Италии, которые спали даже не на простынях, а на сшитых вместе мешках. Даже за грязную работу была высокая конкуренция. Что им оставалось делать, тем более, когда у кого-то появился маленький бизнес по чистке обуви или скромный магазинчик? И в «Маленькой Италии» Нью-Йорка в 90-х 19 века начались первые маленькие рэкеты. Но в полицию, которая считала итальянцев людьми второго сорта обращались лишь в одном из двухсот пятидесяти преступлений.
«Горячо прошу вас выложить их [банкноты] под дверь в течение четырех дней…» - так выглядели письма с угрозами. И все знали – у вымогателей оружие и даже, бомбы.
Когда Морелло прибыл в Соединенные штаты, мафии там не было.
Так начинается четвертая глава, в которой начинаются убийства полицейских и иммигранты сотнями идут под стражу. Добавлю, что даже Морелло – бандюге до мозга костей, до начала создания шайки пришлось два года вкалывать на сахарных полях Луизианы.
Но это все только рубеж веков, только начало. Мафиозные семьи, «Кадиллаки», «Линкольны», «Паккарды», «Дюзенберги» и «Форды", холеные главари мафии в широкополых шляпах, с сигарами в зубах и автоматами системы «Томпсон» в руках, содержание казино и красивых женщин – это потом.
Чтобы докопаться до причин, нужно прочитать все 13 глав, как я его называю «документального романа». Скажу лишь, что финал мафиозной карьеры Морелло был с одной стороны неожиданным, с другой – закономерным, но сохраним интригу.
Автору книги, при всех его громких заявлениях о документалистике (в книге много документов из архивов), как видите по цитатам, так и не удалось уйти от романтики того времени, и тех событий.
Следует признать, что не только деньги, но и "яркая жизнь" - тоже вкусная конфета для бандита. Отрицать мафиозную романтику – это все равно что отрицать мафию.
Американская мафия на рубеже 19-20 веков – что ты есть на самом деле? Редчайший по составу совпавших элементов калейдоскоп или даже очередная Вавилонская башня, которую построили всего-то за четыре десятка лет, от деревень Сицилии до улочек "Маленькой Италии" в Нью-Йорке.
#мафия
#книга
#история
#автор
#Гоблин