Дети могут быть опасны. Ведь порой дети убивают… убивают терпение свое и своих близких. В чем и чем нужно быть подкованными, чтобы помочь агрессивному ребенку? – «Ему еще и помогать надо», - спросите вы. А ведь это первый и важный шаг на пути к пониманию такого ребенка – показать ему, что вы рядом и готовы помочь. Так как работать с детьми, проявляющими негативистическую демонстративность (агрессию)?
Вот несколько рекомендаций:
1. Старайтесь реагировать на поведение ребенка спокойно, сведите к минимуму ваше проявление эмоций. Уделите ему минимум ответного внимания.
Важно понимать, что агрессивный ребёнок нередко стремится восполнить недостаток эмоций, которые он получает в ответ от окружения, на него реагирующего. Чем сильнее и страшнее реакция (родителей, учителей, других детей), тем лучше и быстрее ребёнок запоминает, что такой способ выражения себя, такой вариант демонстративности ему помогает компенсировать нехватку внимания. Тем самым, реагируя, эмоционируя и наказывая агрессивного ребёнка, мы закрепляем его негативное поведение. Также во время наказания дети переживают гнев, обиду, испытывают неудовлетворение их интереса, любопытства, и это всё может стать дополнительной провокацией проявления гнева. Решение здесь следующее: замечать ребёнка тогда, когда он незаметен, когда не привлекает к себе внимание агрессивными способами.
2. В воспитании ребенка следует делать акцент на развитие в ребёнке сочувствия, переживания и любви.
Безусловно, необходимо, чтобы был образец для воспитания этих чувств. Кто может стать авторитетом в глазах вашего ребенка? Опираясь на чье мнение он сможет брать пример, как проявляются в человеке сочувствие, как проявляются любовь и забота?
Формирование нравственных представлений посредством бесед, рассказов из реальной жизни и «выстраивание» желаемого поведения ребёнка через примеры, способные вызвать эмоции – действенный способ проработки данной темы.
3. Предлагайте ребёнку ситуации, где он будет ответственным, где ему потребуется принимать самостоятельные решения. Ребёнку важно учиться самостоятельности, избавляться от зависимости от окружающих, снижать враждебность к ним.
4. Крайне важной является ученическая среда, пребывая в которой, ребенок может как усиливать проявление агрессивного реагирования, так и элементарно не нуждаться в нем. В процессе выполнения заданий ребенком вам следует сделать акцент на успешности ребёнка, что способно укрепить его уверенность в себе, немного повысить учебную мотивацию.
5. Целесообразным будет подобрать ребенку такую сферу, такое занятие, где он сможет реализовывать свою демонстративность, постепенно перенаправляя ее негативистический характер в более благоприятное русло. Однако потребность быть демонстративным останется удовлетворенной.
6. Возвращаясь к нравственному воспитанию и нравственным идеалам, говоря о мальчиках, рекомендуется работать с «идеалом мужчины», подключая к представлениям об эталоне мужественности такие качества, как сдержанность и владение собой.
7. И, наконец, необходимо исключить наблюдаемую вседозволенность.
В дополнение некоторые общие рекомендации:
Проговаривайте с ребёнком его задачи, учите его целеполаганию, планированию, выстраиванию причинно-следственных связей. Развивайте образное мышление, привычку прогнозировать последствия, рассуждать. Старайтесь создавать и сохранять благоприятную атмосферу дома, больше общайтесь с вашим ребенком, побуждая его доверять вам и делиться с вами как положительными, так и отрицательными событиями прошедшего дня, делиться своими чувствами и переживаниями. Запаситесь терпением и следуйте приведенным рекомендациям, тогда вы совместно с ребенком, помогая ему (первый шаг к пониманию), справитесь с проблемой быстрее, безопаснее и эффективнее. Ведь это не ребенок «плохой» - «плохая» та проблема, которая у него сейчас есть.