О том, как можно использовать романы Сьюзен Коллинз на декабрьском испытании, если вам близки первое и второе направление, я писала здесь:
Сегодня продолжим разговор об этой универсальной трилогии.
Преступление и наказание – вечная тема
Если совсем коротко, то все три романа состоят из цепи преступлений и наказаний: государство наказывает людей за инакомыслие - люди наказывают власть неповиновением.
Само ежегодное шоу "Голодные игры", срежиссированное Капитолием, - это напоминание о подавлении восстания Дистриктов и о безграничной власти государства. Закон подавляет человека, делая его пешкой в своей игре, но и человек при желании способен изменить правила навязанной ему игры. Например, Китнисс вынуждает Капитолий признать двух победителей игр вместо одного; на туре победителей произносит речь в память о Руте не по бумажке, а от чистого сердца. За этим следует новое наказание от устроителей игр - участие в Квартальной бойне. Китнисс - не тот победитель, который нужен Капитолию: она дерзка и независима, а значит представляет опасность для действующей власти.
Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня
Книга написана от лица героини, взрослеющей по ходу повествования. В романах показан её духовный рост, её путь от девочки, решившейся пожертвовать собой ради спасения младшей сестры, до лидера гражданской войны - живого символа противостояния власти.
Как и главная героиня, читающие книгу подростки находятся в процессе становления, осознания себя как личности, постижения своих желаний, стремлений, возможностей, поэтому "книга про меня" - это действительно книга о них.
Если тема будет связана с фильмом, тоже не беда. Романы прекрасно экранизированы. Фильмы
- «Голодные игры» 2012
- «Голодные игры: И вспыхнет пламя» 2013
- «Голодные игры: Сойка-пересмешница – часть 1» 2014
- «Голодные игры: Сойка-пересмешница – часть 2» 2015
создавались при участии Сьюзен Коллинз, поэтому принципиальных расхождений в сюжетах произведений нет. Конечно, при написании сценария пришлось пожертвовать многими эпизодами, предысториями, подробностями, иначе всё не уместить. Фильм, как и полагается, получился ярче, зрелищнее, чем книга - романы глубже психологически.
Чисто от себя: не побоюсь признаться, мне нравятся эти фильмы. Ходила на премьеры с дочкой-подростком, вместе с ней переживала за главных героев, восхищалась игрой актёров не первого плана.
Трагичен Вуди Харрельсон в роли вечно нетрезвого Хеймитча, победителя пятидесятых Голодных игр, заливающего душевную боль алкоголем.
Восхитительна Элизабет Бэнкс в роли экстравагантной Эффи, сначала легкомысленной и беззаботной, а потом глубоко переживающей за своих подопечных.
Фильм, с одной стороны, тяжёлый, с большим количеством сцен, которые не очень хочется пересматривать, но в то же время оптимистичный и светлый. А финал свидетельствует о том, что борьба и жертвы были не напрасны.
Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина
Пятое направление, на первый взгляд, никак не вяжется с трилогией американской писательницы, ведь нас спрашивают: кому на Руси жить хорошо? Но не думаю, что темы обязательно будут связаны именно с нашей страной. Они могут звучать и достаточно обтекаемо:
- Каким должен быть человек с активной гражданской позицией?
- Что такое общественная справедливость?
- Как связаны человек и государство?
- В чем проявляется конфликт между человеком и обществом?
- Может ли человек изменить общество?
- Как общество влияет на мнение личности?
- Можно ли жить в обществе и быть от него свободным?
- Какого человека можно назвать опасным для общества?
- Согласны ли Вы с утверждением Х. Келлер: «Самая прекрасная жизнь – это жизнь, прожитая для других людей»
- Какова роль личности в истории?
- Как социум влияет на решения человека?
- Ответственен ли человек перед обществом за свои поступки?
- Нужно ли высказывать свое мнение, если оно отличается от мнения большинства?
- К чему ведет равнодушие общества к человеку?
Если темы будут крутиться вокруг человека и власти или героя с активной гражданской позицией, трилогия о Китнисс Эвердин, ставшей Сойкой-пересмешницей, подойдёт и для пятого направления.
Желаю приятных выходных и творческих идей. У меня сегодня ещё три ученицы по полтора часа каждая, а вечером фигурное катание, поэтому прощаюсь до следующего выхода в эфир.