Когда-то детство ассоциировалось с более беззаботным времяпрепровождением. В те времена дети проводили больше времени на воздухе в обследовании лесов или полей, в бесцельном катании на велосипеде и играх на улице до темноты. Они строили города из камней и глины или превращали коробку из-под холодильника в замок или даже космический корабль.
Ещё в недавнем прошлом дети проводили время иначе. Сегодня дети испытывают гораздо больше стресса. Они вынуждены хорошо учиться в школе, добиваться хороших результатов на различных занятиях после уроков, поддерживать сложные взаимоотношения со сверстниками, соревноваться за место в престижном ВУЗе, а потом за хорошую работу в будущем.
Есть статистические данные, что 10% старшеклассников нелегально принимают лекарственные препараты, которые повышают работоспособность, 30% подростков чувствуют утомление, угнетение или уныние в результате стресса, 25% жалуются на плохой аппетит, а почти треть подростков говорят, что из-за перенапряжения им часто трудно сдержать слезы.
В подтверждение этих статистических данных родители часто приводят к психологам восьмилетних детей, пытавшихся наложить на себя руки. Или четырнадцатилетних, которые наносили себе порезы, чтобы справиться с тревогой и душевными страданиями.
К психологам приводят детей, которые не могут спать или есть, или они замкнуты, или всё время плачут и боятся оставаться одни. Есть те, над кем издевались, есть те, кто сам издевался и есть те, кто заливал алкоголем горе и боль.
Детство - это очень короткая пора. И в это скоротечное время предполагается, что дети будут изучать мир, учиться ладить с людьми, открывать в себе таланты: лазить по деревьям, танцевать, музицировать и вообще - приятно проводить время.
На нас возложена большая ответственность, чтобы оказать значительное влияние на представления наших детей о самом важном в жизни. И если мы показываем, что больше всего нас волнуют внешние достижения, то и дети, соответственно, будут искать кратчайшие, но не всегда правильные пути к преуспеванию - они будут списывать на экзаменах и учить уроки до полуночи.
А нам нужно дать им понять, что мы хотим, чтобы они были любопытными, заинтересованными и радостными. Мы пришли в этот мир, чтобы радоваться жизни, а не продираться через её дебри.
Сегодня дети чаще всего видят, как родители смотрят в свои смартфоны. И меня к сожалению это тоже касается. Сейчас я стал больше обращать на это внимания и работать над этим.
Пока младенцы сосут бутылочку, мамы всё чаще в смартфоне. В результате нарушается обмен эмоциями во время этого самого важного, близкого контакта. А если мама получает тревожное сообщение, то её напряжение может и вовсе передаваться ребёнку, который ощущает его как стресс в отношениях с мамой, а не внешнее влияние.
Но ничто так не поддерживает детей, как близкие и искренние отношения с близкими людьми. Поэтому самое мощное средство против стресса детей, с помощью которого мы можем укрепить нашу взаимосвязь с детьми - это здоровые отношения. Потому, что дети, испытывающие прочную привязанность с теми, кто их любит, намного лучше справляются со стрессами.
Да, у детей, у которых нормальные и близкие отношения с родителями тоже бывают значительные проблемы в жизни. Но в любом случае прочная привязанность к любящим родителям даёт детям огромное преимущество в борьбе со стрессами.
Если мы сами будем демонстрировать детям свою жизнестойкость в различных ситуациях, то и они научатся переносить неопределённость в ожидании более благоприятных обстоятельств. То, как мы ведём себя в определённых ситуациях, зависит и поведение наших детей в будущем в подобных ситуациях.
Учить детей - это не только объяснять им, как вести себя в сложных ситуациях, но и показывать им это на своём примере. Кроме того, важно наполнять радостью их повседневную жизнь и получать удовольствие от жизни. Говорят, что в 4 года дети смеются в среднем 300 раз в день. А к 40 годам эта цифра сокращается всего до 4 раз.
Смех снижает уровень гормонов стресса и повышает содержание эндорфинов, улучшает сердечную циркуляцию крови, увеличивает количество клеток, убивающих вирусы, и делает нас устойчивым к заболеваниям.
Когда мы смеёмся, то у нас меняется к лучшему настроение и отношение к окружающему миру, а также укрепляются связи с другими людьми. Смех - это потрясающее оружие против стресса.
Ещё один замечательный способ борьбы со стрессом - это музыка. И можно обратить внимание, что дети очень часто поют.
Наше собственное отношение к жизни способно повысить или понизить уровень стресса и у детей. И то, как мы себя ведём во время жизненных сложностей, определяет и то, как дети поведут себя в сложных обстоятельствах.
Важно не только научить детей не сдаваться в моменты, когда уже хочется опустить руки, но и понимать разницу между достижением цели с радостным настроением и попыткой форсировать события через боль.
Дети должны понимать, что всегда можно предпринять иной подход, сделать паузу или просто отпустить ситуацию. Даже если цель ещё не достигнута, то это ещё не конец и это ещё не является неудачей. Путь к цели часто сопровождается падениями и отступлениями. Чтобы дети понимали, что, жизнь не всегда складывается, как запланировано - и это нормально.
Важно на своём примере показывать детям, что мы принимаем вещи такими, какие они есть, даже если случается что-то неожиданное. Когда наши дети будут видеть, что мы спокойно воспринимаем любые невзгоды, то и они будут делать то же самое.
Сегодня мы всё чаще растим детей всё более изнеженными, балуем их, пытаемся оградить их от синяков и шишек и пытаемся многое сделать за них. Но результат такого воспитания хорошо характеризует пример, когда при пожаре девушка вместо того чтобы набрать телефон экстренной службы, позвонила маме и спросила, как поступать.
Есть большая разница между баловством и воспитанием. Когда мы слишком нянчимся с детьми, то в каком то смысле демонстрируем им собственную тревожность, пытаясь контролировать каждый их шаг и боясь увидеть их расстроенными или несчастными. А наша задача воспитать в детях умение решать трудные задачи и справляться со сложными ситуациями.
Также важно не оставлять без внимания стресс у детей. Если у детей постоянно наблюдаются признаки стресса или тревожности и депрессии, то важно не отворачиваться от этого.
Важно, чтобы дети чувствовали и знали: что бы ни случилось, они всегда могут рассказать нам правду, излить нам свои переживания и что мы всегда их с удовольствием выслушаем.
И очень важно, будем ли мы уверенными и спокойными, когда дети будут делиться с нами своими неприятностями. Потому, что от нашей адекватной реакции зависит то, будут ли дети делиться с нами своими переживаниями в дальнейшем. Или из за нашей неадекватной реакции решат в следующий раз не рассказывать нам о том, что их беспокоит.
Дети получат огромную пользу, если мы научим их стратегиям поведения в ситуациях, когда жизнь складывается не так, как изначально задумывалось, чтобы они научились быть спокойными и принимать любую ситуацию, управляя своими эмоциями и порывами.
Родители для детей - это защита, уверенность и тепло. И очень хочется, чтобы когда наши дети вспоминали детство, то их переполняли тёплые воспоминания. Радость детства - это волшебная броня, которая будет защищать наших детей всю жизнь. И те отношения и связь на основе любви, которую мы формируем между нами и детьми, может быть основой их защиты на все времена.
Дети и стресс
19 ноября 202119 ноя 2021
6 мин