Эти категории различно используются в прикладных науках и в методологическом анализе. Исходное латинское значение: абстрактное (abstractio — отвлечение), т.е. часть целого, односторонний смысл, конкретное (тоште^ — сгущение, сращение) т.е. многостороннее, взятое в целостности и единстве.
7 Швырёв В. С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М.: Наука, 1978. 382 с.
(словесно-логического, теоретического, мировоззренческого), диверсификации управления образованием и наукой, «негативной модернизации» при коммерциализации образования, падения статусов, социального положения учителей и ППС вузов, девальвация науки и образования, депрофессионализации и деквалификации специалистов, сдвиги в профессиональном самоопределении и образовательных траекториях, снижение нравственно-ценностного уровня российской молодежи и др.
Методологическая организация второй главы - систематизирующий анализ от теоретически абстрактного к теоретически конкретному. Логико-гносеологическая организация: метатеоретическое обобщение, системологическая концептуализация и общенаучные принципы познания с целью выявления интерпретативных (объяснения и обоснования) моделей системы (Г.И. Рузавин), формулирования фундаментальных принципов и закономерностей, приводящих к теоретическому построению систем8: системы интеллекта, когнитивных и социальных систем (И.Р. Пригожин), систем управления (А.А. Давыдов9). Объекты метатеоретического анализа: психологические теории интеллекта, в контексте системной теории; социологические теории в контексте парадигмы «когнитивных наук», «социологии интеллекта», «социологии управления».
Направленность анализа: а) построение универсальной модели системы (системообразующие и системозамыкающие факторы) и определение законов и принципов системологии; б) междисциплинарное системное моделирование интеллекта.