Найти тему

Мандалотерапия. Чистый свет, рисуем Лабиринт

Первая стадия работы:

Лабиринт, спираль, вихрь

Интерпретации ниже — в дополнение. В первую очередь ориентируйтесь на внутренние ощущения. Вот как вам кажется правильно, так и рисуйте.
Все мы находились в период внутриутробного развития в связи с материнским организмом, и эта связь осуществлялась с помощью пуповины. Отчасти из-за этого в ситуациях сепарации мы испытываем тревогу. Парадоксальным образом тревога возникает и в момент угрозы, и в момент освобождения. Являясь отражением психического макрокосма, круг изначально двойственен: в одно время он ассоциируется с целостностью, в другое — с той утратой первичной целостности, которую несет опыт рождения.
Ассоциация с пуповиной была бы неполной, если бы мы ограничились лишь индивидуальным опытом. Мифологические и религиозные тексты изобилуют описанием того космического чрева, в котором первоначально протекало развитие земли и человека. Иногда символом этого чрева считается Млечный Путь. Различные храмовые сооружения с древнейших времен имели наверху отверстие для того, чтобы свет звезд проникал в их внутреннее пространство. Это отверстие также является символической пуповиной, с помощью которой человек соединяется с Вселенной.
Когда рыба мечет икру, выбрасываясь в воду, она формирует нити молочной субстанции, распространяющиеся в виде сетки или спирали. В наиболее характерном виде мандалы этой стадии могут включать голубой и розовый цвета — цвета мадонны и младенца. Когда же лабиринт изображается черным цветом на белом поле, это может указывать на формирование ощущения пространственно-временной протяженности. К этой же стадии относится образ сутрамы — серебряной нити, связывающей феноменальный мир с его первопричиной. «Представление о мире как о лабиринте… ведет к идее „центра“ как символа высшей цели человека, символа обретенного рая или небесного Иерусалима»*. Можно отметить, что если древний человек воспринимал видимые формы феноменального мира как подвижные и «текучие», то представители более зрелых культур воспринимали его как нечто статичное, передавая это преимущественно в геометрических фигурах. Поэтому можно предполагать, что в состоянии психического регресса будут использоваться преимущественно извилистые линии в виде изображений спирали или вихря.
Характерные для этой стадии изображения лабиринта могут ассоциироваться с путешествием, которое не имеет конечной цели, поиском того, о чем нет ясного представления: «Мы обнаружили, что, лежа на кушетке и погружаясь в… состояние, пациенты начинают ощущать вихреобразное движение. Во время движения по родовому каналу ребенок также совершает вращательные движения. Лабиринт же имеет два выхода: один ведет к смерти, забытью, во чрево; другой ведет наружу и связан с пробуждением. Поэтому я полагаю, что связанные с движением по лабиринту ритуалы отражают опыт погружения в сон, которое, в свою очередь, может отражать опыт биологического рождения. Это может быть вторым вариантом интерпретации символа лабиринта, наряду с ассоциацией с движением экскрементов по кишечнику».
Как отмечает Херманн примитивные животные и молодые особи некоторых более высокоорганизованных видов передвигаются не прямолинейно, а по извилистой траектории. Поэтому Херманн считает что прямые линии в большей степени отражают функции Эго, в то время как спираль — функции Оно или первичные процессы. С этим трудно не согласиться: «Если вихреобразное или спиралевидное движение отражает опыт погружения в сон и подчинение Эго Оно, мы можем понять, почему врата подземного мира также представляют собой лабиринт». Лабиринт является одним из вариантов мандал, создаваемых австралийскими аборигенами. Эти мандалы изображаются в виде концентрических кругов и ассоциируются с влагалищем и маткой.
Мировое древо, жезл шамана и другие схожие с ними образы ассоциируются у меня с той пуповиной, которая связывает нас с Самостью или отвергнутой частью нашего «я», что также предполагает идентификацию с плацентой и архаическими воспоминаниями: «Тесно связанной с мистической доктриной идентификации является вера в духовных двойников. В центральной Австралии мистические двойники ассоциируются с предками, выступающими в качестве ангелов-хранителей…
Аналогичное представление бытует среди представителей племени барди, где духовный двойник ассоциируется, однако, не с предками, а с плацентой. Хотя плацента во время рождения человека погибает, считается, что ее душа растет как ребенок и умирает вместе со своим „хозяином“. Она обычно остается на родине человека, даже если он временно отсутствует. Она может приходить к нему во сне и говорить ему о том, что „неблагополучно“ у него дома».
Символ лабиринта также, возможно, имеет отношение к биологической памяти. Вспомните хотя бы о том, что нуклеиновые кислоты, ДНК и РНК, представляют собою спирали. На мифологическом уровне символу лабиринта соответствует образ женщины-паука и ее шелковой паутины. Другим мифологическим образом, отражающим процессы раннего биологического развития, является образ бога, творящего жизнь своим дуновением на воду. Это, однако, предполагает связь спиралевидного, порождающего жизнь движения со ртом, а не с гениталиями.
Вербальные ассоциации с «Лабиринтом»: внутриматочный опыт, сосредоточение, оплодотворение, дыхание бога, вихрь, дуновение, вонзенная в сердце стрела, ранение (стигма, карма), проникающий в яйцеклетку сперматозоид, вхождение во храм, ощущение предначертанности, судьба, подчинение силе, безнадежность, серебряная нить, паутина, майя, виноградная лоза, ДНК, наследственность.

*Я не стала приводить отсылки на первоисточники у цитат, т. к. список литературы на английском и я его не публикую.

P. S. Лепить из пластилина и украшать бусинками — МОЖНО. Только придерживайтесь заданного размера мандалы, он не просто так дан.