Исследование проблем социального управления высшим образованием, его места и роли в профессиональной ориентации молодежи является актуальным для создания механизмов обратной связи между властью и обществом, обеспечения демократических прав граждан, эффективного общественного контроля и влияния на расширенное воспроизводство слоя специалистов, обоснования и определения государственной молодежной политики, выработки соответствующих практических рекомендаций. Актуальность диагностики профориентации определяется в соответствии с известными концепциями, научными направлениями, школами в контексте широко распространенного положения о том, что система образования органически связана с общественным разделением труда и для проникновения в сущность этого процесса необходимо изучение потребностей общества.1
Среди факторов, подчеркивающих социальную значимость формирования высококвалифицированных кадров, возрастающую роль играет процесс глобализации, отражающийся на реальном и формальном статусе многих стран и народов. Он ведет к разрушению административных барьеров и интеграции региональных рынков и технологий, к созданию финансово-информационного пространства, в котором осуществляется не только коммерческая, но и образовательная деятельность. Данный процесс, становящийся предпосылкой для появления новых форм обучения и оптимизации принятия управленческих решений в социокультурной сфере, со временем способен изменить всю систему высшей школы и породить неоднозначные социальные последствия. Поэтому в научной литературе справедливо отмечается необходимость определения механизмов, способных нейтрализовать или хотя бы ограничить эти возможные негативные результаты.2
1 Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. Пер. с франц. — М., 1995. С. 17.
2 Баталов Э. Новая эпоха — новый мир/ Свободная мысль, 2001, № 1 с. 8-9
Адаптация людей к условиям реформирования российского общества идет с трудом и высшая школа может внести свой вклад путем расширения горизонтов видения мира, получения новых знаний, способствовать освоению молодым поколением не только условий рыночной экономики, достижений научно-технического прогресса, возможностей общества потребления, но и либерально-демократических, культурно-интеллектуальных, духовно-нравственных ценностей, ведущих к социализации личности.