Найти в Дзене

Впервые автором диссертационного исследования построена обобщенная модель системы с определением вертикальных и горизонтальных с

Методы. Структура методической организации диссертационного исследования включает: а) общенаучные методы: методы логического и системного анализа, б) теоретико-социологические методы: концептуального анализа, системной организации управления (ориентированные на субъект, объект, предмет и процесс управления развитием интеллектуального потенциала), методы теоретической, эмпирической интерпретации и операционализации понятий. В ходе эмпирических исследовании наиболее активно использовались методы: наблюдения, контент-анализа, семантического дифференциала, социального эксперимента, статистического анализа. Большое значение придано сочетанию методов количественного и качественного исследования, при решении тестовых задач, оценивались не только результаты, но и процессы решения, с учетом когнитивных стилей, в которых типическое сопряжено с индивидуально-личностным. В диссертационном исследовании использованы следующие методики оценки интеллекта: Д.Б. Богоявленской, А.В. Брушлинского, К.М. Гуревича, В.Н. Дружинина, Б.В. Зейгарник, А.М. Матюшкина, В.Ф. Петренко, Н.А. Подгорецкой, О.К. Тихомирова, методики педагогического тестирования когнитивной сферы: В.П. Беспалько, К.Е. Безух, В.Г. Королева, В.П. Симонова, лингвистические методики оценки грамотности и уровня вербального развития. Для обработки данных применялись методы математической статистики (корреляционный, факторный анализ) с использованием программы Microsoft Office Excel 2008 и SPSS Statistics.

Теоретическая основа исследования.

Методологические концепции социологии. Системные исследования в социологии А.А. Давыдова, Н.И. Лапина. Исследования в социологии образования Г.Е. Зборовского, Ф.Г. Зиятдиновой, Д.Л. Константиновского, Г.В. Осипова, Е.П. Тавокина, Ж.Т. Тощенко, А.Н. Чуракова, Ф.Э. Шереги, Е.А. Шуклиной. Разработка проблем интеллектуального потенциала и ценностно-мировоззренческих аспектов менталитета А.Л. Андреевым, А.А. Давыдовым, Теоретические подходы к проблемам своеобразия российской ментальности, представленные М.К. Горшковым, В.Л. Иноземцевым, А.И. Рёделем. Исследование интеллектуальных элит в работах В.Ф. Левичевой, В.М. Петрова, Ю.П. Петрова, М.Н. Руткевича. А также, общенаучные принцип симметрии, соответствия, дополнительности и системная методология.

10 См.: паспорт специальности 22.00.01 - «Теория, методология и история социологии». Под методологикой понимается аналитическая технология теоретико-эмпирических исследований.

Эмпирическую базу составили проведенные автором диссертации социологические исследования: 1) в 2005-2010 гг. среди 257 студентов Государственного университета управления, обучающихся по специальностям (социология управления, менеджмент, управление в энергетике, финансовый менеджмент). Обследуемые студенты разделялись на 2 потока с интервалом тестирования в 5 лет: в первый поток входило 132 студента (2005 г.), во второй поток - 125 студентов (2010 г.); 2) в 2004-2009 гг. тестировалось 1392 молодых специалистов инженеров-конструкторов, инженеров-энергетиков, инженеров-проектировщиков, инженеров-технологов,

специализировавшихся в энергетике, атомной энергетике, машиностроении. Тестируемые инженеры разделялись также на 2 потока с интервалом тестирования в 5 лет: первый поток - 654 инженера (2004 г.), второй поток - 738 инженеров (2009 г.). Общая выборочная совокупность составила 1649 человек. Контингент инженеров - это выпускники ведущих технических вузов (МФТИ, МИФИ, МГТУ им. Баумана, МЭИ, и др.) и кандидаты на трудоустройство в холдинг ООО «Веро Ханделс» и фирмы ЗАО «КБ Проминжиниринг», «АСУ Интеграция», занимавшиеся строительством атомных станций в г. Бушер (Иран), в г. Куданкулам (Индия).

Научная новизна: