Найти тему
Кино без мужа

Рассказываю, почему человек в позиции жертвы никогда не поймет образ Хюррем-султан. Часть 1

Оглавление
Хасеки Хюррем-султан хазрет лери. Кадр из сериала
Хасеки Хюррем-султан хазрет лери. Кадр из сериала

Сериал "Великолепный век" — это вариация на тему того, через что пришлось пройти великой хасеки, чтобы добиться своего величайшего положения. Ее личность можно оценивать по-разному, но нельзя отрицать тот факт, что она — одна из величайших женщин в мировой истории. В 16 веке, в мусульманской Османской империи, где жизнь женщины, а тем более рабыни, ценилась не выше, чем жизнь кошки, она сумела стать соправительницей падишаха. Другие султанши после нее достигли большего и правили Османской империей сами, но именно Хюррем-султан была первой. Они лишь повторили ее успех. Она прошла путь от простой рабыни до повелительницы. И этого у Хюррем не отнять.

Всем привет! Я — Марина, у нас с мужем разные вкусы в кино, поэтому своими мыслями о любимом сериале "Великолепный век" я делюсь в этом блоге. Добро пожаловать

Создатели сериала не претендуют на историческую достоверность. Но в психологизме воплощенным на экране образам не отказать. Практически каждый, даже эпизодический персонаж, поражает глубиной. К героем ВВ зрителя (не люблю слово "фанаты") относятся как к реальным личностям, настолько точное попадание в образы у большинства актеров, как главного так и второго плана.

При этом главная героиня сериала, Хюррем, вызывает неоднозначную реакцию. Одни влюблены в нее и считают эталоном сильной женщины, другие проклинают как коварную интриганку и убийцу Ибрагима / Мустафы и т.д. Противники хасеки обвиняют ее в расчетливости, алчности, агрессивности, глупости (!), заносчивости, высокомерии, своенравии... Она-де бегала за султаном, убивая наложниц и их детей направо и налево, любила только себя и власть, султана использовала как средство достижения своих подлых целей... Статьи о Хюррем пользуются популярностью, но они же получают максимум токсичных комментариев. Причем, некоторые вполне приличные с виду, но когда я отвечаю на них, получаю откровенную порцию яда и в свой адрес тоже.

Почему так происходит? Да потому что в наше время очень много инфантильных людей: и мужчин, и женщин. Мне кажется, это отголоски рухнувшего колосса СССР, жизнь в котором была спокойна, размерена и предсказуема в целом. Квартиры давало государство, оно же устраивало на работу, обеспечивало образованием и качественный бесплатной медициной. Все исчезло в одночасье, но сказанья о прошлом свежи и до сих будоражат умы инфантильных граждан, которые не могут смириться, что в современном мире никто никому ничего не должен. Такие индивидуумы находятся в позиции жертвы и сочувствуют себе подобным: тем, кто проиграл и согласился со своим поражением. (Проиграть-то может любой, а вот подняться после поражения — не всякий).

Такие "жертвы" косяками идут в блоги о Великолепном веке и брызжут ядом праведного гнева на Хюррем. За что? За то, что она не их поля ягода. Хюррем не жертва, никогда не была ей и становиться не собиралась. Именно за отказ стать жертвой и решение бороться за свою жизнь и свое место под солнцем, ее ненавидят и ее соперники по сериалу, и отдельные группы фанатов. В чем же ее обвиняют?

1. Пролезла наверх с самых низов, плевала на традиции и устои гарема, была слишком самоуверенной, настроила весь гарем против себя.

Незамысловатый танец-экспромт Хюррем доказывает, что она действовала по наитию, понимая, что надо сделать все возможное, чтобы не упустить свой шанс попасть на хальвет к султану. Кадр из сериала
Незамысловатый танец-экспромт Хюррем доказывает, что она действовала по наитию, понимая, что надо сделать все возможное, чтобы не упустить свой шанс попасть на хальвет к султану. Кадр из сериала

Хюррем была привезена в гарем не по своей воле. В Османской империи некогда свободная девушка стала рабыней, абсолютно бесправным человеком, чья жизнь зависела от произвола повелителя и его семьи. В первые дни пребывания в гареме Александра откровенно ищет смерти, поскольку смысл жизни для нее потерян. Все меняет разговор с Нигяр, которая помогла Александре увидеть жизненные перспективы в новой обстановке. И Хюррем сделала все, чтобы не упустить свой шанс.

При этом она прекрасно понимала, что помогать ей никто не будет, а большинство "традиций" — не больше чем средство манипулирования обитательницами гарема, и те, кто следует им, навсегда останутся на низшей ступеньке иерархии. (Нигяр ведь не просто так сказала, что путь в постель повелителя устлан золотом, но пройдут по нему только умные). При этом "гарант" нерушимости устоев и традиций — Валиде — спокойно поступалась ими, когда дело касалось той же Махидевран, которая была обычной наложницей, такой же, как Александра. Умной девушке не стоило труда понять, что все слова о традициях не больше, чем ширма, за которой руководство гарема проворачивает нужные дела.

Хюррем была не самоуверенной, а амбициозной девушкой и не скрывала этого. То, что подружек в гареме быть не может, она поняла быстро, поскольку все девушки были соперницами друг другу. Гарем Хюррем абсолютно логично воспринимала не как дом и семью, а как работу. Этим она отличалась от подавляющего большинства наложниц, не прилагавших усилий для продвижения по "карьерной лестнице". На самом деле, Хюррем изначально находилась в гареме на равных условиях с остальными девушками (скорее даже ее положение было хуже из-за ее скандалов), но благодаря уму, креативности и готовности рисковать, попала на хальвет к повелителю. Попав, продолжала двигаться к своей цели дальше, используя каждую возможность и закрепляя каждый свой шаг наверх дистанцированием от остальных девушек. Естественно девицы оскорбились, не желая признавать успехи Хюррем — по той простой причине, что тоже находились в позиции "жертвы".

Человеку в позиции "жертвы", привыкшему рассчитывать не на собственные силы, а на помощь со стороны и опасающемуся возможной встречи с агрессором, редко удается рассмотреть возможности, которые дает им жизнь. Поэтому они вечно недовольные и обиженные, особенно на тех, кто обладает навыком не упускать своего.

2. Увела султана у Махидевран, разрушила отношения, над которыми Весенняя Роза работала годами, не подумала о ее чувствах.

Традиционный обмен любезностями. Кадр из сериала
Традиционный обмен любезностями. Кадр из сериала

Это почти дословная цитата из комментария к одной из статей и образец предвзятости по отношению к Хюррем. Потому что сама Махидевран по сути увела Сулеймана у Гюльфем, потерявшей ребенка. (Сама Гюльфем неоднократно говорит о том, что никому не было дела до ее потери).

Защитники Махидевран, в упор не хотят признавать, что в силу наличия у шехзаде ЦЕЛОГО ГАРЕМА НАЛОЖНИЦ И ПРАВА ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИХ ВНИМАНИЕМ, максимальная ответственность за сохранение отношений с Сулейманом лежала именно на Розе. Повелитель, конечно, прикипел к Розочке, но ничего не обещал ей. Махидевран, так же как и позже Хюррем улыбнулась удача, но ее "работы над отношениями" не хватило, чтобы удержать Сулеймана. Другими словами, со своей ответственностью она не справилась. (Соперницы были и у Хюррем, султан имел продолжительные связи с принцессой Изабеллой и Фирузе, но в итоге вернулся к своей хасеки, в то время как Махидевран он вычеркнул из своей жизни навсегда).

И это при том, что у Махидевран была мощная поддержка в виде Валиде, имевшей в Манисе значительное влияние на сына.

То, что Хюррем не думала о чувствах поверженной соперницы также абсолютно нормально. Она боролась за свое счастье с Сулейманом, и выиграла эту борьбу. Непонятно, какого сочувствия ждут от Хюррем по отношению к Махидевран. Она что, должна была прийти в в покои Весенней Розы со словами: "Махидевран, мы обе женщины, и я хочу, чтобы мы поняли друг друга?" Что за чушь? Весенняя Роза была занудной бабенкой также прибывала в жертвенной позиции, именно поэтому при каждой возможности пикировалась с Хюррем и обвиняла ее во всех смертных грехах, чтобы лишний раз напомнить окружающим, что Хюррем исчадие ада агрессор, а она — ее несчастная "жертва". Оставаться в статусе "жертвы" было жизненно важно для Махидевран. Этот статус давал ей множество привилегий, таких как покровительство Валиде, снисходительность самого султана, сочувствие гарема. Все это было необходимо ей как матери шехзаде, положение которого пошатнулось, когда Хюррем начала рожать сыновей одного за другим.

И если на то пошло, Махидевран первой принялась обострять взаимоотношения с Хюррем. Все началось с издевательств Розушки над именем и танцем Хюррем на празднике у Валиде. Та вмешалась в конфликт, заняв сторону первой невестки, в результате чего Махидевран дошла до побоев и отравления соперницы, прикрываясь всем тем же знаменем "жертвы". После этого Хюррем просто-напросто была вынуждена защищаться, приняв во внимание полную безнаказанность Махидевран! В понимании "жертв" Хюррем не права, потому что посмела не терпеть побои и унижения. (Для людей с жертвенной позицией это почти кощунство! Терпеть надо все, всегда и от всех. Точка).

Думаю, на этом нужно пока остановиться, продолжение следует...

А как вы как считаете? Согласны со мной? Делитесь своими мнениями в комментариях. Если статья понравилась, ставьте 👍 и подписывайтесь, впереди много интересного!