Режиссер Мигель Сапочник, хотя и снял некоторые из лучших и любимых эпизодов "Игры престолов", до сих пор снял только один художественный фильм за пределами своей и в остальном очень успешной карьеры режиссера сериала: довольно скучный научно-фантастический триллер "Потрошители"с Джудом Лоу 2010 года. С известностью, достигнутой в Вестеросе, Сапочник одиннадцать лет спустя теперь отваживается на свой второй художественный фильм - и он снова поселился в жанре научной фантастики, но, кроме того, мало общего со своим первым запуском.
Ранее известная как "Bios" научно-фантастическая драма „Финч" изначально должна была появиться в кинотеатрах, но затем была продана потоковому сервису Apple TV+ после пандемии Короны (где ранее то же самое было с фильмом о подводной войне под руководством Тома Хэнкса „Грейхаунд"). Но в отличие от „Потрошителей“, основанных в основном на насильственных эксцессах, „Финч“ не только значительно более круглый фильм, но и гораздо больше полагается на юмор. Результатом является часто трогательная, хотя и не обязательно инновационная история об отношениях между человеком, собакой и роботом.
В ближайшем будущем Земля стала почти необитаемой после солнечной вспышки. Немногие выжившие люди прячутся в помещении от жарких температур, превышающих 60 градусов по Цельсию. Это приводит к смертельному ультрафиолетовому излучению и опасным песчаным бурям.
Среди выживших также есть смертельно больной ученый Финч (Том Хэнкс), который живет в Сент-Луисе на исследовательском полигоне той фирмы, в которой он когда-то работал. Там он работает над роботом, который, как говорят, заботится о своей собаке Гудиер после собственной смерти. По мере приближения сильного шторма Финч, Гудиер и“ новорожденный " робот Джефф (голос в оригинале: Калеб Лэнди Джонс) отправляются в путь к Сан-Франциско...
Четыре закона робототехники
Sci-Fi икона Айзек Азимов сформулировал в своем рассказе „Хоровод“ 1942 впервые три закона робототехники, согласно которым робот:
1) не причинять вреда человеку
2) подчиняться людям (если это не противоречит правилу 1)
3) защищать свое существование (если это не противоречит правилам 1 и 2).
В „Финче " три известных закона теперь дополняются четвертым правилом, согласно которому робот Джефф должен сделать все возможное, чтобы защитить четвероногого друга своего создателя Финча. В первой половине "Финча" именно такие маленькие, иногда умные, иногда шутливые идеи двигают сюжет вперед. Изначально Сапочник слишком полагается на проверенную смесь робототехнического фарса (Джефф учится ходить и спотыкается) и четвероногого обаяния (Гудиер смотрит в камеру грустными собачьими глазами), а повествовательный и тематический потенциал истории используется редко.
Вскоре после начала их совместного дорожного путешествия импровизированный Джефф видит себя в зеркале. Нагнетающая музыка Густаво Сантаолаллы ("Горбатая гора") подчеркивает значимость этой сцены - но потом момент уже заканчивается, и вместо этого Финч и Джефф готовят попкорн на раскаленном колпаке. Хотя это тоже приятный, юмористический момент, который, к тому же, снова станет важным позже. Но было бы более захватывающе, если бы Сапочник и его сценаристы Крейг Лак и Айвор Пауэлл действительно сказали больше о самовосприятии и самосознании робота.
Но как только поездка с человеком, собакой и роботом начинает набирать обороты, Сапочник и его команда все чаще находят подходящий баланс повествования: между Финчем и Джеффом развиваются отношения отца и сына, в которых робот быстро, как ребенок, задает вопросы о том, как подросток восстает и как (почти) взрослый учится водить машину, всего за несколько дней. Особенно хорошо сделано: когда Финч пытается объяснить роботу значение доверия, он сначала с трудом подбирает нужные слова, а затем противоречит сам себе в неприятной ситуации говоря: "Никому не доверяй!".
В конце концов, контактируя с самим Финчем и Гудиером, Джефф узнает, что такое доверие – так же, как дети многому учатся у своих родителей, но реальное понимание часто удается только на собственном опыте. Взамен все лучше функционирующий и говорящий робот заботится о своем "отце", здоровье которого стремительно ухудшается. В такие моменты все больше и больше раскрывается дополнительное измерение оригинального названия, ведь "Bios" — это не только древнегреческое слово, означающее "жизнь", но и прошивка, которая, в некотором смысле, дает компьютерам жизнь.
Сильная вторая половина
Во второй половине Сапочник показывает хорошую проработку, особенно в маленькие, трогательные моменты – например, когда Джефф заботливо кладет холодную тряпку на лоб лихорадящему Финчу или они вдвоем отдыхают под зонтиком в зоне, свободной от радиации. Кроме того, позже многочисленные сцены из первой половины снова становятся разнообразными, создавая четкую повествовательную скобку – как и вышеупомянутый момент попкорна, более глубокий смысл которого открывается Джеффу и аудитории только здесь: даже в пост-апокалипсисе должно быть время, чтобы немного потратить жизнь.
Кроме того, тесные отношения между Финчем и Гудиером, которые изначально остаются чистыми заявлениями, несмотря на некоторые подробные сеансы общения, приобретают дополнительное измерение: только к концу „Финча“ в одной из лучших и самых трогательных сцен фильма раскрывается, почему Финч отчаянно хочет, чтобы его собака не осталась одна даже после его смерти. Именно здесь Том Хэнкс может продемонстрировать все свое присутствие и актерское мастерство, тогда как до этого он скорее играет типичного чудаковатого изобретателя, который по-прежнему послушно сует в карман свою табель учета рабочего времени и носит бейдж сотрудника несмотря на то, что он единственный человек на многие мили вокруг.
Итог: известный режиссер “Игры престолов" Мигель Сапочник рассказывает трогательную научно-фантастическую басню в „Финче“: не имеет значения, являетесь ли вы человеком, собакой или роботом. Важно прежде всего, как и для чего жить.
#финч #домашние питомцы #том хэнкс #новые фильмы 2021