Танки «Тигр» имели много нововведений в сравнении с другими немецкими танками, а особенности конструкции дали о себе знать вплоть до конца войны. Однако, есть не столь известное изменение, которое активно использовалось на ранних «Тиграх» – цилиндры по углам корпуса. Зачем они нужны и почему от них отказались?
Мортиры на танках
На танках до сих пор используются мортиры или миномёты. Конкретно в танках «Тигр» и других машин использовали 92 мм мортиры, стреляющие разными зарядами. На башне располагались 6 мортир с дымовыми гранатами.
По логике башни, разумно было бы предположить, что на корпусе тоже использовались дымовые мортиры, однако это не совсем так… Да – в трубы можно было зарядить дымовые снаряды, однако немцы поступали иначе, использовав осколочные бомбы. Они взрывались над головами вражеских пехотинцев в 15-20 метрах от танка и могли стать достаточно эффективным оружием.
Реальность оказалась суровее и на многих танках, корпусные мортиры срывало при длительных боях. В результате от корпусной системы отказались, а со временем мортиры убрали и на башне.
Чем заменили?
Разумеется, от средства самообороны не отказались – его изменили. Теперь, вместо большого количества внешних мортир использовалась одна внутри башни. За неё отвечал заряжающий. Мортира была универсальным средством постановки дымовой завесы, обороны от пехоты вне зоны досягаемости пехоты (мортирка вращалась на 360 градусов) и как инструмент коммуникации в условиях, когда общение по радиостанциям было невозможно.
Для постановки дымов или выстрела осколочными 92 мм гранатами в мортиру заряжались именно снаряды, а в случае сигнальных огней, в мортиру можно было вставить сигнальную ракетницу.
Мортиры использовали на многих немецких танках и САУ, но ближе к концу 1944 года, некоторые машины шли без мортир в принципе, а отверстия для них заваривали броневыми заглушками.