Я уже рассказывала, что почти два года я проработала в младшей школе в Норвегии. Младшая школа это с 1 по 6 класс, 6-12 лет. В свое время я работала и в советской, и в российской школе, так что есть с чем сравнивать.
Когда я только пришла и знакомилась с коллегами и с обязанностями, мне мой наставник объяснила, что есть моменты, когда задача взрослых не вмешиваться в игры детей, давать им самовыражаться и не чувствовать себя под контролем. Это, например, относилось к большой перемене, которая тут с 11:15 и до 12:00. Эти 45 минут дети всех классов от мала до велика играют вместе на улице. Бегают, прыгают, орут, катаются на качелях и горках, играют в мячи и прыгают на скакалках. В такие моменты не приветствуется "лезть к детям" - это их время, взрослые должны просто наблюдать вполглаза. Но частенько просто постоять и поговорить о том -
о сем не получается.
Во время прогулки постоянно прибегают и ябедничают ученики. Столько "ябед" в классическом российском понимании я не видела. Вот Вася толкнул Петю, а Миша кидается песком, поводов для жалоб всегда много. Учитель должен реагировать на них, обязательно пойти и разобраться, выслушав обе стороны, быть справедливым и заступиться за обиженного. Такая роль мирового судьи. И другие ябеды тоже тут как тут. Именно они могут подтвердить, что Миша кинул песком в ответ, что Петя назвал его дураком, а дураком он его назвал потому что Миша этот песок решил засунуть в карманы. Судья учитель выслушивает стороны и свидетелей и объясняет, кто и в чем не прав, восстанавливая справедливость, спрашивает: поняли они свои ошибки или нет, если не поняли, объясняет еще раз и просит извиниться друг перед другом, помириться и играть вместе. Кстати, довольно часто дети взявшись за руки убегают играть вместе, как и не бывало. В детской природе, видимо, нет изначально функции долго злится и они с радостью заканчивают конфликт.
В некоторых случаях, когда конфликты более серьезные, может последовать наказание. Можно лишиться прогулки и ученика "загоняют" в класс. Такие разборки, это всегда экзамен на справедливость и мудрость, все дети внимательно следят и смотрят за действиями учителя, слушают его наставления, о том, что такое хорошо и что такое плохо, делают свои выводы.
Решают ли дети конфликты сами? Да, решают, заступаются друг за друга, спорят, убеждают, но если не могут усмирить хулигана, идут к учителю. Система выстроена так, что каждый ребенок знает, что о всех проблемах надо сообщать учителю. Учитель обязан выслушать, разобраться и помочь, при этом не говорить ученику что ты мол, плохой. Ты хороший, но вот сейчас ты поступил неправильно, нужно исправить. Не одна пара глаз ежедневно следит как ты это делаешь. Такое вот воспитание. Никому даже не придет в голову сказать:
- Ты не должен рассказывать о плохих поступках товарищей, типа это стыдно. Здесь стыдно знать о гадком поступке и промолчать, не вмешаться в ситуацию.
- Решай сам свои проблемы, иди дай сдачи, ты сам должен уметь постоять за себя, а я разбираться не хочу.
Для норвежских учителей разбираться в проблемах детей главная задача. Важнее учебного процесса.
Никто никого не называет "ябедой". Такого слова в лексиконе нет вообще.
Если тебя обидели - ябедничать не стыдно. Если обидели другого, нужно рассказать об этом. Не прореагировать, не рассказать - это плохо. Значит ты покрываешь плохие поступки, а это недопустимо. Если случаются конфликтные ситуации, в которых задействованы много детей, учитель разбирает их в классе и дает высказаться о ситуации каждому из детей, участник ты конфликта или просто стоял рядом, безучастным остаться нельзя. Есть моменты когда наоборот учитель старается не акцентировать на конфликте внимание и постарается "разрулить" индивидуально.
Причем, что интересно, после такого разбирательства через 5-10 минут дети играют вместе. Ярлыки не навешиваются, конфликт исчерпан.
Разбираться в таких детских ссорах довольно легко. Правила поведения простые. Как в книжке Маяковского "и спросила кроха: что такое хорошо и что такое плохо?" Главное правило: ты волен делать то, что хочешь и как хочешь, но нельзя обижать другого.
Что мы получаем, когда дети вырастают и становятся взрослыми. Ты можешь жить как хочешь, делать что хочешь: быть ленивым, глупым, носить одежду которая тебе нравится, даже, например, бухать, это все твой выбор и совать свой нос в этот выбор никто не будет. Но ровно до того момента, пока это не обижает другого. Если ты напился и гоняешь жену, а соседи узнали как-то. Будь уверен, в полицию поступит жалоба об этом. Если ты лентяй, не работаешь и тебе нечего есть, это твой выбор, но если ты при этом не кормишь свою собаку, об этом тоже узнают в полиции. Если ты решил помыть машину возле детской площадки, и тебе сказали что это нехорошо, а ты не услышал, об этом тоже сообщат куда следует и ты получишь свой штраф. Если ты шел мимо чьего то дома и нечаянно прихватил велосипед, большая вероятность, что об этом тоже сообщат. Это считается нормально.
Эти люди просто не могут пройти мимо безобразного поведения и будут ябедничать. Их не учили быть героями, их учили что нельзя быть равнодушным. Их учили, что покрывать плохие поступки других - это недопустимо. И еще они знают, что существуют службы, которые прореагируют на твое обращение правильнее чем ты, они уполномочены это делать, разберутся в ситуации и примут меры. Каждый должен заниматься свои делом.
Как-то в разговоре с педагогами я упомянула, что в школе есть дети, которые как только услышат о какой то заварушке, тут как тут. Интересная реакция последовала на это. Пожилая учительница объяснила, что есть дети у которых повышенное чувство справедливости, и сообщила мне что многие потом становятся полицейскими, или работают в судебной системе или социальных службах. Это талант - бороться с несправедливостью, сказала она. Вот блин, а у нас называется "ябедничать" и лезть не в свое дело.
Разбирая этимологию слова ябеда, узнала что изначально это слово со скандинавскими корнями, но в скандинавской стране Норвегии сейчас его не знают. На Руси оно обозначало профессию: писарь в суде, который записывал жалобы, составлял исковые заявления, назывался ябедник. И это была достойная профессия, до некоторых пор... Но это уже другая история.
Что думаете вы об этом?
С уважением, Открытый добрый путь.
Ссылки на статьи про особенности воспитания в Норвегии: