Найти тему

Mafia. Обзор ремейка по отношению к оригиналу

Приветствую всех!

Чуть больше года назад, вышел полноценный ремейк отличной игры про итало-американских уголовников Mafia: The City of Lost Heaven, которую я пару лет назад перепрошёл и даже написал свой обзор. И вот наконец-то, добрались руки до ремейка.

Сразу скажу, когда я узнал, что над ремейком работает студия Hangar 13, это меня несколько напрягло.

Во-первых, потому что они же работали над Mafia III. А на мой взгляд, концептуально третья часть не вписывается в линейку серии Мафия. Если бы это было отдельное произведение или хотя бы спин-офф с каким-нибудь подзаголовком типа «Американский бандит», то я бы ничего не имел против. Ну не может быть в мафии негра! Такое технически невозможно! В организованная преступной группировке (ОПГ) – да, запросто. Но такая ОПГ не будет называться мафией.

Во-вторых, потому что сообщалось, о планах несколько доработать сюжет. Учитывая тенденции на пересмотр различных ценностей, что массово проявляется в различных художественных произведениях, меня терзали смутные сомнения, как бы сюжет не доработали таким образом, что Сальери и Морелло разосрались бы на почве неразделённой любви, Сара оказалась бы азиаткой, а главный герой Томас Анджело – негром. Вот это был бы сюжет! На все деньги!

-2

Тут оговорюсь. Я ни в коей мере не являюсь расистом или националистом. Но пропихивание негров/китайцев/индусов/арабов (нужное подчеркнуть) туда где их по определению быть не может, не вызывает ничего кроме недоумения и отторжения наряду с фейспалмом, переходящим в истерический хохот (можно вспомнить того же Ведьмака от Netflix).

В общем, к ещё готовящемуся ремейку, я относился с осторожным оптимизмом.

К счастью, ребята всё же не стали валять дурака и пытаться совместить несовместимое. Да, доработки имеют место быть (как в сюжете, так и в геймплее) и не все из них пошли игре на пользу (на мой взгляд). Но в целом, положительного в ремейке всё-таки куда больше чем отрицательного.

-3

Начать, наверное, можно было бы с графики. Но сравнивать картинку ремейка, созданного на движке Mafia III и оригинала, вышедшего в 2002 году – занятие, мягко говоря странное. Лост Хевен воссозданный с доступными сегодня техническими возможностями выглядит восхитительно!

Что с точки зрения технической реализации напрягает – это то, как работает освещение, при переходе из одного помещения в другое. Чтобы объяснить, что я имею в виду, приведу пример. Миссия «Сделка века» начинается с обсуждения в гараже Сальери. Ворота гаража открыты и солнечный свет естественным образом его освещает. Так вот, если смотреть из прилегающей к гаражу комнатки в сам гараж, то визуально выглядит так, будто там совсем светло, но выйдя за дверь, вокруг становится заметно темнее. Выглядит это странно, но к счастью, моментов где это сильно бросалось бы в глаза, мне попалось не много. В целом, не критичный момент. Да и наблюдается такая картина далеко не только в Мафии.

Смотрим на гараж из подсобки — там совершенно светло!
Смотрим на гараж из подсобки — там совершенно светло!
А теперь выходим в сам гараж - уже не так светло!
А теперь выходим в сам гараж - уже не так светло!

Ещё немного напрягает то, что персонаж должен переходить в анимацию какого-либо действия из строго определённого положения. Например, когда я нажимаю кнопку действия, чтобы дёрнуть рычаг, а персонаж в этот момент находится очень близко к нему, он сначала отойдёт, потом подойдёт, встанет в подходящую позицию и лишь после этого выполнит требуемое действие. Враги изредка передвигаются с какой-то дёрганой анимацией (почти рывками), что в эти моменты мешает по ним целиться. Трупы убиенных врагов иногда застревают в странных позах, но это мелочь.

Чувак, тебе там удобно?
Чувак, тебе там удобно?

Также момент, совсем косвенно касающийся графики, это постановка кат-сцен. В целом, с ней тут всё хорошо, но всё же не без нюансов. Например, кат-сцена в которой Томми впервые встречает Сэма и Поли в оригинале, на мой взгляд выглядит более драматично. Момент, когда камера провожает выроненную Томом сигарету как-бы характеризует его понимание того, в какую жопу он попал. И то же можно сказать, о моменте, когда Сэм возвращается к нему из бара Сальери, с целью передать награду за их невольное спасение. В оригинале этот момент также выглядит драматичнее и отлично показывает нервозность Тома, который в награду от бандитов ожидал лишь порцию свинца.

-7

Музыка и звук в целом в игре приятные. Большая часть музыки – новая. Из оригинального саундтрека осталось лишь несколько треков, если не ошибаюсь, всё же я не настолько хорошо его помню. Ну и в целом, музыку во время езды на транспорте, заменили на внутри-игровое радио с двумя станциями. Одна из них – новостное радио, где большую часть времени вещают всякие новости. В том числе можно услышать официальную версию некоторых событий, в которых вы принимали участие, либо там просто вещают о каких-нибудь отстранённых событиях (типа погоды). И вторая – по большей части, музыкальное радио с лицензированными хитами того времени. Тут могу лишь повторить то, что писал в обзоре второй Мафии. Лично мне, музыка эпохи Mafia II куда ближе, поэтому и саундтрек её нравится мне гораздо больше. Это справедливо и в случае с оригинальной версией Mafia. И дело не в том, что музыка здесь плохая. Нет, она хороша. Дело лишь в моём вкусовом предпочтении. Так что, прошу фанатов музыки оригинальной первой Мафии (да и ремейка тоже) меня за это не пинать. Зато, когда в ключевых для сюжета моментах игры начинает играть мотив главной музыкальной темы игры – то это вызывает просто восторг души!

Из багов, касающихся звукового сопровождения, лично я запомнил лишь один – это когда кажись Поли что-то мне говорит, стоя рядом со мной, а звучание его голоса такое, будто я отошёл метров на 10.

Томми с изумлением взирает на немую сцену двух живо болтающих мужиков
Томми с изумлением взирает на немую сцену двух живо болтающих мужиков

Был мною замечен в игре ещё один тип не совсем багов… скорее недоработок, который я не знаю даже куда отнести. То ли к графике, то ли к звуку. В общем, суть в том, что в некоторых случаях персонажи говорят, но губы у них при этом никак не двигаются. Или наоборот, судя по анимации – персонажи ведут увлекательнейшую беседу, но никакого диалога, кроме пары слов с обеих сторон, при этом не происходит. Проходил игру я в русской локализации и возможно, косяк заключается в ней. Но обдумывая, как выглядели эти замеченные мной ситуации, я бы предположил, что в оригинале они выглядят примерно так же. На то, что дело не в проблемах локализации, указывает ещё и то, что подобные моменты я замечал лишь у случайных персонажей, которых игрок может вообще не заметить, пробегая мимо.

-9

Геймплей ремейка переработан таким образом, что очень сильно напоминает таковой из Mafia II. Тут стоит оговорится, что скорее он напоминает геймплей Mafia III, но я в неё не играл (и не планирую). Так что, видимо просто механика стрельбы в третью часть перекочевала из второй. Но должен отметить, что эта система мне вполне нравится и работает она, на мой взгляд, лучше, чем то, что было в оригинале. С другой стороны, тут Hangar 13 явно просто не стали запариваться и изобретать ничего нового. Ведь для переработки механики стрельбы из-за укрытий, пришлось бы перерабатывать и саму систему передвижения персонажей. Но как уже сказал, тут я ничего против не имею. По большей части, стрельба в ремейке мне понравилась (как она мне нравилась и в Mafia II).

-10

В отличие от перестрелок, ближний бой отличается от второй части. Момент, когда необходимо уклоняться от удара, заботливо подсвечивается на экране, а дальше дело техники. Прервать серию ударов, противники не могут и, если уже один раз попал – можно практически спокойно бить до отключки противника. Это всё настолько просто, что даже теряешься, зачем вообще этот ближний бой здесь нужен. Нет, в оригинале он тоже был далеко не идеален, но там хотя бы чувствовался какой-то вызов. Во второй части, рукопашка была попроще, но даже там допустить ошибку было куда проще. В общем, ближний бой в ремейке мне не очень зашёл. Вернее, я просто не понимаю, зачем он существует в таком виде.

-11

Хотя вынужден признать, что определённые проблемы он мне всё же доставил. Но не своей сложностью, а тем, что под него выделены отдельные клавиши. Каждый раз… каждый, блин, раз, когда игра навязывала мне ближний бой – я пытался драться мышкой. В то время, как для него под уклонение здесь выделен «левый Alt», а под атаку «Q». Но каждый раз, я об этом забывал, настолько это для меня оказалось не интуитивным. Собственно – это единственная причина, по которой я время от времени, в начале боя мог пропускать удары и не атаковать в ответ. Сделано так, видимо для того, чтобы игрок мог отоварить противника, даже если у него в руке ствол. Но, блин, зачем это нужно, для меня осталось загадкой. Ситуация, где на меня напал чувак с битой, когда я пытался расстрелять его из пистолета, у меня за всю игру была ровно одна!

-12

Вождение, в целом, довольно приятное. Опять же, я бы сравнил его со второй Мафией. Поведение машин на дорогах здесь примерно похоже. Это не значит, что у меня хорошо получалось водить. С этим у меня вообще проблемы в играх, поэтому я редко играю в гонки (кстати, делитесь в комментах, в какие из новых или относительно новых аркадных гоночек стоит поиграть). По этой же причине, самой неприятной миссией игры, для меня была «Честная игра», с гонкой. Тут я после нескольких катастрофически неудачных попыток, просто прошёл её на пониженной сложности.

-13

Могу ошибаться, но как мне показалось, дорожный трафик в игре пожиже, чем это было в оригинале. И на мой взгляд, это как раз довольно реалистично, учитывая временной промежуток. Хотя для большего реализма, наверное, можно было реализовать постепенное увеличение количества автомобилей, в зависимости от того, какой сейчас год по сюжету.

А вот полиция скорее расстроила. Даже если уровень сложности стражей правопорядка выставлен на «симулятор», угрозу она может представлять лишь когда на игрока ополчилась вся полиция Лост Хевена. Да и то, если вы водите лучше меня, скорее всего, это не станет для вас особой проблемой. Полиция здесь работает намного хуже, чем даже в Mafia II. А ведь там тоже не представляло особой проблемы от неё скрыться. На мой взгляд, идеальным был бы определённый баланс между сложностью полицейских патрулей из первой и второй Мафии.

-14

Ещё один момент, косвенно касающийся вождения. Из сюжетной кампании вырезали все второстепенные миссии, которые в оригинале выдавал Лука Бертоне, в награду за которые можно было получить новые виды автомобилей. Насколько я понял, эти миссии перенесли в режим «Прогулка». Видимо, разработчики решили не отвлекать игрока от сюжетного повествования. Но мне, всё-таки обидно, что их убрали из основной игры.

Да и в целом, в каких-то миссиях что-то убрали, в каких-то добавили. Например, из миссии «Везёт же гаду!» убрали полторы попытки убийства Серджио Морелло. Если точнее, то две неудавшиеся попытки убийства убрали и вместо них добавили свой вариант, сочетающий в себе элементы вырезанных и сразу переходящий к погоне и перестрелке в порту.

Ну и собственно переходим к сюжету, который является краеугольным камнем Мафии, на который уже накладывается всё остальное – графика, музыка и даже геймплей. Такое вот моё мнение. Именно изменения, внесённые в сюжетное повествование, вызывают больше всего споров. Мои рассуждения на этот счёт, конечно же, не поставят в этих спорах точку, но, тем не менее.

-15

Так, в начале игры, получив деньги, Том хотя и рефлексирует по этому поводу, но уже на следующий рабочий день задумывается, что может не такой уж это и плохой вариант. А ситуацию со своим несостоявшимся «наказанием» за пусть и невольную, но всё-таки помощь ребятам Сальери – он по сути просто использует, чтобы получить «работу». Ведь в ремейке он сам вызывается с инициативой отомстить своим обидчикам и с радостью воплощает эту свою инициативу в жизнь. В то же время, сцена где говорится о том, что его попёрли с работы за то, что он начал «притягивать проблемы» – просто вырезана. А ведь она очень неплохо характеризует как дальнейшую мотивацию Тома, так и ситуацию на капиталистическом рынке труда в целом. Работодателю абсолютно начхать на своих работников. И начхать, что работник виноват лишь в том, что попал в ситуацию, где оказался между неопределённо хреновым и смертельно хреновым выбором.

Подытоживая сюжетную завязку, в оригинале у Тома Анджело стоял выбор – либо остаться без работы с неопределёнными (а скорее, вполне определёнными) перспективами, либо работать на дона Сальери. Он выбрал второй вариант. В ремейке – он сам рвётся пополнить ряды бандитов Сальери и не особо по этому поводу рефлексирует.

-16

Тут не могу не упомянуть речь Сальери, при приёме Тома Анджело на «работу». Перечисляя «правила», он говорит: «Первое – мы никогда не материмся», «Второе – никаких дел с наркотой» и «Третье – нам не нужны проблемы с копами». В итоге – Сальери сам нарушает все эти свои принципы, что как бы и становится причиной всем известного поворота под конец игры. Но первое «правило»… блин, серьёзно? Что это за детский сад? Вы можете грабить и убивать, но материться ни-ни! А обойтись двумя правилами нельзя было?! Или придумать что-нибудь более правдоподобное?

Это мне напоминает закон о запрете мата в кино. Вы можете показывать сцены употребления наркотиков, зверского насилия и разнузданного секса, но мат?! Неее… мы же за нравственность боремся! Так и тут. Видимо за упоминание такой-то матери, членов ОПГ дона Сальери немедленно исключают из организации! А поскольку, как известно, выход из мафии существует только один, то исключают видимо сразу на 2 метра под землю. В общем, абсурд полнейший.

Сам Эннио Сальери, на протяжении большей части игры, такое ощущение, что тупо зациклен на своём коллеге по опасному бизнесу – Марко Морелло. Все его действия, вплоть до убийства Морелло направлены лишь на то, чтобы насолить конкуренту.

-17

Возвращаясь к Тому, порой его действия в ремейке выглядят странно и нелогично. То он совершенно не рефлексирует, то на ровном месте, не может убить человека, который угрожал Саре. А сразу после этого – его уже босс отправляет застрелить женщину. Да – представительницу древнейшей профессии, да – сливавшую информацию конкурентам, но всё же женщину. Хочется поинтересоваться у дона Сальери, в своём ли он уме? Что вселяет в него уверенность в том, что Том выполнит такое поручение? Впрочем, тот обратно отключает режим рефлексии и не убивает дамочку лишь потому, что его об этом просит Сэм. Такое ощущение, что вышеупомянутый момент с рефлексией оставили лишь для того, чтобы не перекраивать дальнейшую сюжетную канву и игровой процесс, где придётся добивать недостреленного чувака.

-18

Аналогично, мне не понятно, по какой такой причине, Том сохранил жизнь Френку. Если в оригинале этот поступок проистекает из того, что, во-первых, Том старается сохранять в себе черты честного человека, который живёт по бандитским правилам лишь в силу сложившихся обстоятельств, хотя и принял эту судьбу. И во-вторых, из его доброжелательного отношения к Френку и нежелания убивать того. С точки зрения бандита – непозволительная ошибка. С точки зрения Тома, который пытается остаться человеком и держится за свои принципы – наоборот. Только вот Том в ремейке ведёт себя как типичный бандит. Поэтому, что заставило его не убивать Френка – мне непонятно.

-19

И ещё один момент касательно Френка. В конце игры, когда выясняется, что его в итоге вычислили и грохнули, Том спрашивает Сэма, дескать, а что с его семьёй. На что Сэм отвечает жестом, который явно истолковывается, как «их тоже того». Это довольно странно. Во-первых, изначально, заданием Томми было лишить жизни лишь самого бывшего консильери. Во-вторых, (тут могу ошибаться) семью приговорённых членов мафии, итальянцы обычно не трогали. Более того, в конце игры – этот тезис подтверждается на практике, когда подстреленный Том говорит, что теперь то его семья может спокойно жить в безопасности. В связи с этим, убийство семьи Френка вызывает определённое недоумение.

На мой взгляд, либо Сэм соврал, либо таким образом авторы просто хотели показать дона Сальери в самом неблагоприятном свете. Но выглядит это не очень достоверно, да и особой необходимости в этом не было. Ведь Сальери и без того никакого сочувствия не вызывает. Если в начале игры, он ещё пытается казаться приличным и рассудительным человеком, то постепенно этот налёт деланной «приличности» с него спадает и становится видно, что он ничем не отличается от своего бывшего другана и подельника – Морелло.

Что касается персонажей игры в целом, то тут отдельно стоит выделить Сару и детектива Нормана.

-20

Саре здесь выделено куда больше экранного времени, за счёт чего она куда лучше раскрыта, чем в оригинале. Видно, что в силу специфики окружения, в котором ей довелось расти, она очень хорошо понимает Тома, но его род занятий не вызывает у неё восторга. Ведь она прекрасно знает, связанные с ним риски. А кат-сцена, где Том возвращается домой уставший после очередного непростого задания, во время выполнения которого всё пошло наперекосяк, и после безмолвной, но очень говорящей сцены делает Саре предложение – одна из мощнейших, в плане драматизма.

-21

Детектив Норман, на мой, скромный взгляд – вообще, лучший персонаж игры. Хотя, возможно, такое моё мнение связано с тем, что в оригинале он смотрится куда как хуже. Там он выглядит не серьёзным и опытным детективом, а каким-то бойскаутом, который боится замараться, общаясь с таким человеком как Том Анджело. Здесь же, это расчётливый и циничный представитель закона. Войдя в кафе, он, прекрасно понимая, что Том находится в очень непростой ситуации сразу ставит его на место, показывая, кто здесь главный. Заметно и то, что он несколько скептично и с недоверием относится к тому, что Том может ему предоставить реально полезную информацию. Но по мере рассказа Томми, это его мнение постепенно кардинальным образом меняется. И уже выслушав его полностью, но понимая, что полную безопасность для семьи Тома обеспечить будет непросто, убеждает того всё же пойти на сделку.

-22

Из остальных персонажей, сочувствие вызывает, пожалуй, лишь автомеханик Ральфи. Он, наверное, единственный, кого можно считать жертвой обстоятельств. Во всяком случае, выглядит так, что здесь его держит лишь возможность заниматься любимым делом, в котором он хорошо разбирается. А свалить куда-нибудь в другое место – ему может быть не так уж просто, в силу возможного предвзятого отношения из-за его заикания.

-23

Винченцо, в отличие от оригинала, показан довольно колоритным персонажем, но опять же, как типичного бандита, его ни разу не жаль. Поли – просто всю игру ведёт себя как конченный мудак, что в общем-то характерно для бандита. Но к тому же, он показан ещё и не шибко умным. В отличие от Сэма. Этот как-раз поначалу вызывает определённую симпатию своей сдержанностью и показной воспитанностью. И лишь позже показывает своё истинное нутро, оказавшись умной, расчётливой и циничной сволочью, которая любую ситуацию старается вывернуть в свою пользу, не считаясь с личными отношениями. В этом плане, как персонаж он получился просто отличным. Впрочем, он и в оригинале был примерно таким же, но там это выражалось не столь явно.

-24

Ну и вот, кстати то, что бандиты в игре, где эти самые бандиты являются главными героями – показаны мразями и не вызывают никакого сочувствия, я бы и назвал главным достоинством ремейка.

В оригинале над ними был определённый налёт романтики. Тот же Поли вызывал куда больше сочувствия в конце игры, когда его убили в его же квартире. Дон Сальери, лишь в самом конце показывал свою бандитскую натуру, когда скрыл от своих ребят, что воруют они не сигары, а бриллианты (в ремейке, этот эпизод слегка переделан, опять же, видимо, в угоду начальной речи Сальери про «правила»). Да и то, в оригинале, Сэм ведь говорил Тому, что дон ему позже рассказал про бриллианты. То есть, возможно, он бы их в итоге и не кинул. Но на этот момент у Тома уже не оставалось выбора.

-25

По итогу, ремейк Mafia. The City of Lost Heaven получился очень достойным, хотя и не без некоторых странностей. В плане сюжетного повествования он отличается от оригинала тональностью и за счёт этого, они воспринимаются по-разному.

Во время погружения в любое произведение (при условии, что оно хорошее), всегда невольно сопереживаешь главному герою, ассоциируя себя с ним. И в этом плане, оригинальная Mafia вызывает больше сопереживания и эмпатии к Томасу Анджело, поскольку там он показан куда более положительным персонажем, который просто попал в непростые обстоятельства. Но если поразмыслить на холодную голову, то всё равно понимаешь, что Том – преступник и судьбу свою он заслужил. Ремейк же, к этому пониманию подводит лучше.

Погоня закончилась, подозреваемый ушёл от преследования, оформляем трупы...
Погоня закончилась, подозреваемый ушёл от преследования, оформляем трупы...

Таким образом – и оригинал и ремейк являются отличными произведениями. Не сомневаюсь, что часть фанатов оригинала, обновлённую версию Мафии не приняли. Но лично мне, по итогам прохождения обеих, не хочется противопоставлять их друг другу. У обеих версий игры есть как сильные, так и слабые стороны. Единственное, что меньшая романтизация главных героев игры в ремейке, мне импонирует больше. И за счёт этого, на моей чаше весов ремейк всё-таки слегка перевешивает.

На этом всё. Спасибо за внимание.