Перемежающиеся и в известном смысле индивидуальные сношения на Тихом океане в течение XIX в. мало-помалу претерпели полное изменение, став общими и регулярными; это произошло, с одной стороны, в связи с политическим разделом архипелагов между морскими державами, с другой, в связи с созданием регулярных путей между Азией и Северной Америкой, когда цивилизации Дальнего Востока вошли в сношения со всем миром. И в том и в другом случае на новых путях средствами сношений стали военные и коммерческие паровые суда или, более точно, суда смешанного типа — паровые и парусные одновременно. Однако надо заметить, что в то время, как паруса с начала XX в. были окончательно ^сняты с военных судов, а также с пакетботов и грузовых судов, мелкий торговый флот Тихого океана попрежнему сохранил большое количество парусников; это обусловливалось как соображениями наибольшей экономии транспорта и лёгкости вербовки экипажа, так и необходимостью загромождать трюмы большим количеством угля для преодоления чрезвычайно больших пространств беспредельного океана. Если бы новая техника мореходства не использовала суда с двигателями внутреннего сгорания, Тихий океан до сего времени остался бы океаном чисто парусного судоходства. Его воды бороздятся по преимуществу последними отличными образцами больших стальных четырёх- или пятимачтовых парусников с вспомогательными моторами; таковы, в частности, французские суда Нанта и Дюнкерка, перевозящие из Чили в Сан-Франциско селитру и плавающие в открытом океане; они пользуются при случае попутными или почти попутными ветрами в зоне пассатов, в поясе штилей и в областях с переменными ветрами.
Политический раздел архипелагов и пути с Дальнего Востока в Америку
26 ноября 202126 ноя 2021
1 мин