Найти тему
Кубань на колесах

ВАЗ «Магистр», который называли русским Вазенвагеном

Мы ранее рассказывали о некоторых советских и российских разработках, которые так и не пошли в серийное производство. Сегодня речь пойдет о таком автомобиле. Как из названия понятно, его уже не раз называли российским Вазенвагеном. Хотя, во время его производства о немецком коллеге знали, но не так, чтобы уж сильно он был распространен в России. Авторы хотели сделать то, что через десяток лет получит название «кроссовер». Тогда этого понятия ещё не было. Высокий универсал или хэтчбек с как бы повышенной проходимостью. Речь о модели от ВАЗ под названием «Магистр-1600».

Точнее, это совсем не так. «Магистр» — это отдельное предприятие, которое было организовано в Калуге в 1991 году. Изначально, компания производила обычные автомобильные прицепы, которые неплохо продавались. Также продавались прицепы-будки, которые получили распространение среди коммерсантов-ларечников. Автомобиль разрабатывать отдельно особо не планировали, а «Магистр-1600» — это был образец для испытаний тех самых прицепов. Многие отмечают, что автомобиль был спроектирован и представлен публике в 1994 году, как перспективный проект, который мог бы пойти в серийное производство. Но это не совсем так. Точнее, совсем не так. Этот автомобиль показали годом ранее. В рамках Московского автосалона.

Вот мнение инженера Ярослава Игнатьева, который в том самом 1993 году на автосалоне представлял разработку другого производителя, но (конечно же) обратил внимание на разработку под названием «Магистр»: «Сразу отмечу, что на фото она гораздо выгодней выглядит, нежели в реальности. Машинка достаточно несуразная. Кстати, как и знаменитый «Гелендваген». Если сейчас его называют чуть ли не идеалом, то тогда эта коробочка на колесах не вызывала столько восторга. Я и сейчас называю его дизайн несуразным. Но не в этом дело. Вазовский «Магистр» был в целом спорным автомобилем. Я его слепила из того, что было. Насколько помню, там стоял шестерочный мотор и передняя подвеска, а также пятерочный салон. Остальное — алюминий, нашитый на несущий коробчатый профиль-каркас».

Выглядит странно, но в серию этот автомобиль мог пойти.
Выглядит странно, но в серию этот автомобиль мог пойти.

Повышенная проходимость была лишь номинальной. В конструкции не было ничего сверх проходимого, кроме клиренса в 280 мм. На задней оси, вместо жигулевских пружин, устанавливали рессоры. Производитель отмечал, что подвеска у автомобиля сродни раллийной, хотя в этом есть большие сомнения. Достаточно сравнить раллийные конструкции и схему «Магистра». Точнее, не саму схему, а именно исполнение. Хотя, стоит отметить, что защита подвески, картера двигателя и коробки, а также глушителя — была. И была она — титановая.

Кстати, в трубах кенгурятника Магистра залита вода. Целых 5 литров.
Кстати, в трубах кенгурятника Магистра залита вода. Целых 5 литров.

В любом случае, этот автомобиль прошел все необходимые испытания на полигонах и лабораториях АвтоВАЗ. По сути, там испытывать было нечего: узлы вазовские с некоторыми изменениями, которые и проверяли. Никаких краш-тестов на тот момент в России не проводили, и к безопасности относились на уровне очень низком. Однако, стоит отметить, что машинка интересная. Внимания заслуживает. Тем более, это был первый автомобиль в истории, произведенный в Калуге. Мало, кто мог представить, что через 20 лет там появится огромный автомобильный кластер из европейских и японских производителей.