Найти тему
Profit Time

Номер не пройдет! Как распознать манипуляцию и дать отпор

Оглавление
Изображение из открытых источников. Носит иллюстративный характер
Изображение из открытых источников. Носит иллюстративный характер

Даже если вы этого не замечали, будьте уверены, что вам приходилось столкнуться с манипуляцией хотя бы один раз в жизни. Не важно, нанесло в итоге это какой-либо ущерб или нет, все равно, узнав об этом, становится как-то неприятно. А уж если манипулятор использует вас в своих целях, не считаясь с последствиями, то совсем грустно. Ниже представлены способы, как распознавать и противостоять манипуляциям. Поехали!

Разбираемся в вопросе

В нашей повседневности и тем более в бизнесе манипуляции и манипуляторы встречаются сплошь и рядом. Чаще всего люди принимают за манипуляцию результат, когда они в чем-то проиграли, а если удалось выйти победителем, то они всего-лишь получили неплохой совет. Это не так.

Манипуляция - это воздействие на человека и принуждение его к определенным действиям с помощью тактических приемов, используемых в своих интересах. Ключевое слово тут “свои интересы”, то есть, интересы манипулятора. А вот мотивирован он бывает по-разному:

  1. Выгода. Тут все понятно: человеку от вас что-то нужно и он делает все, чтобы достичь желаемого.
  2. Удовольствие. Есть люди, которым нравится наблюдать, как они вершат чужие судьбы, здесь нет определенной корысти, просто удовольствие от процесса.
  3. Привычка. Это уже сложный случай. Человек сам не понимает, что он делает, совершая неосознанные поступки, связанные с манипуляцией, так как по-другому он не может.

Манипуляция это не повод осудить того, кто пытается добиться своей цели. Здесь важно понимать, что происходит и уметь противодействовать. А для этого, потребуется знать признаки и методы.

Распознаем манипуляцию

Есть несколько методов, которыми чаще всего пользуются люди, которые хотят повлиять на ход ситуации:

  • Оценка. “Почему раньше вы работали хорошо, а сейчас так плохо?” - вроде и похвалили, а ощущение гадкое. И хочется все исправить и сделать это сейчас и бесплатно.
  • Экспертные слова. Манипуляторы, причем, слабенькие, любят прибегать к использованию огромного количества специфически-умных слов в разговоре. Им кажется, что в этот момент они выглядят очень сильными и имеют преимущество перед оппонентом. Но для тех, кто разбирается в вопросе и умеет слушать, такая манипуляция будет смешной.
  • Авторитет. Этим методом пользуются при уклонении от выполнения каких либо обязательств или потянуть сроки. Собеседнику рассказывают о каком-то супер-важном руководителе, которого никто в глаза не видел, но его то нет на месте, то он думает, то занят. Ничего не поделаешь, дело стопорится.
  • Жалость. “У меня семеро детей и я мать-одиночка! Сделайте скидку/не делайте замечаний по моему проекту/поднимите зарплату” эти и другие способы, вплоть до болезни и летального исхода хоть и выглядят слишком топорно и просто, а все же имеют место и влияние на тех, кто не умеет разделять бизнес и эмоции.
  • Голос. Применяется, когда закончились другие приемы. Манипулятор обвиняет жертву в том, что она общается слишком грубо или громко. Тоже не самый сильный прием, к которому любят прибегать женщины и пожилые люди.
  • Замена понятий. Вы сказали одно, все это поняли, но пытаются интерпретировать по-другому. Например, вы предложили скидку, чтобы не иметь дело с истеричным клиентом, а он говорит, что вы сделали так, потому что вам стыдно. Как только вы поддались и стали оправдываться все, вы потеряли ключ от диалога.
  • Пассивная агрессия. Вам не делают неприятно напрямую. Более того, с вами хотят даже подружиться и настроить на разговор, который выходит за рамки дел. Потом появляются уколы, сарказм, насмешки и прочие вещи, которые портят настроение. Вы теряете нить разговора, а ведь только что так хорошо общались!

Методы борьбы

Манипуляций на самом деле великое множество, а вот методов меньше, но они работают:

  • Слушать себя. Очень и очень часто у жертвы манипуляций появляется ощущение “что-то не то” и, если не пытаться погасить в себе это чувство, то вполне возможно не дать продолжить игру не в свою пользу.
  • Игнор. Главная цель манипулятора - втянуть вас в действие и сбить настрой. Как только вы начали оправдываться, завелись, расстроились вы уже начали делать то, что ему требуется. Поэтому один из действенных способов - не обращать внимания.
  • Холодный расчет. В бизнесе, особенно в нем, нет места эмоциям. Да, кто-то теряет, кто-то заработает, есть понятие конкуренции, а профнепригодных сотрудников увольняют, даже если это несет урон их финансовому положению. Поэтому важно не стараться пожалеть всех и каждого, а действовать справедливо и честно.
  • Переиграть. Это высший пилотаж для тех, кто способен распознать манипуляцию, и, оставшись с холодной головой, сделать все наоборот, превратив манипулятора в жертву.

Предупрежден - значит, вооружен. Поэтому старайтесь не доставлять манипуляторам удовольствия принимая их правила.