На сессии горсовета в 1990-м году обсуждался вопрос о генеральном плане развития Даугавпилса до 2005 года. Это был уже третий план развития города. Первый был создан в 1944-м, второй в 1966-м году.
План 1944 года подразумевал сохранение исторической застройки города. Жилые дома планировались высотой не более 4-х этажей. Черепово и Гаёк были отданы под промышленную зону. Некоторые районы были отданы под индивидуальную застройку.
План 1966 года предусматривал интенсивное развитие промышленности, что привело к ухудшению экологической ситуации в городе.
В 1985 году был разработан третий план развития города, который пришлось корректировать из-за отмены строительства ГЭС. И вот в 1990 году он был представлен депутатам на обсуждение.
На 1989 год по данным переписи населения в Даугавпилсе проживало примерно 125000 человек. К 2005 году по расчетам население города должно было составлять 144000 человек. При этом строительство новых промышленных предприятий в городе не предусматривалось.
Предполагалось, что будет увеличена площадь индивидуальной застройки, Также планировалось увеличение строительства многоквартирных домов. Главными жилыми районами города рассматривались: Первомайский, Ругели, Новое строение, Гаёк, Грива, Центр города.
В Первомайском поселке рассматривался вариант новой застройки неподалеку от озера Шуню. В районе улиц Цирулю и Ликснас планировалась этнографическая зона. Интересной была задумка и вдоль улицы Авеню, где по одной стороне должен был быть размещен торговый центр, а по другой десятиэтажные дома. Северная часть Средней погулянки отдавалась под индивидуальную застройку.
В Ругели планировалось строительство многоэтажных домов, наряду с индивидуальной застройкой. Вокруг котлована предполагалось посадить лес и сделать эту зону санитарной.
Гаёк должен был стать районом перспективного строительства, но правительством республики принят план о защите долины Даугавы, что привело к пересмотрению вопроса о застройке в этом районе.
Район Грива планировался только для индивидуальной застройки в виду отсутствия возможности строительства инженерных сетей.
В центре города важной задачей была сохранение исторического вида. Изменения планировались, но в небольшом количестве.
Из-за отсутствия капиталовложения в предыдущие годы многоуровневые транспортные развязки в городе не построены. В городе имеется один путепровод и четыре тоннеля под железной дорогой. В качестве проекта предоставлялись следующие варианты путепроводов и тоннелей:
- от улицы Вентспилс до улицы Видземес. Предполагалось пустить по нему трамвай в поселок Первомайский;
- по улице Кандавас (соединить ее с улицей Смилшу);
- в створе улиц Видземес и Цесу;
- в створе улиц Двинцев и Уденсвада (тоннель под улицей Сарканармияс);
- в створе улицы Титова;
- пешеходный тоннель в створе улицы Ленина.
Также был предложен вариант строительства эстакад: над железной дорогой на улице Двинцев, по улице Середы и в створе улицы Володарского (Парка).
Что касаемо автомобильных дорог, то планировалось закольцевать улицы Даугавас — Циетокшня — Вентспилс — Середы — Нометню — Двинцев — Сарканармияс — Даугавас со строительством тоннеля от улицы Кандавас до улицы Титова. На левом берегу основными магистралями оставались улицы Горького, Октобра и Коммунала.
Предлагались варианты строительства еще двух мостов через Даугаву. Один должен был быть построен севернее железнодорожной станции Крауя, а второй в створе улиц Нометню и Стабурага.
Генпланом предусматривалось строительство нового трамвайного депо у крепости на улице Крауяс и к 2005 году планировалось расширить трамвайный парк до 100 вагонов. Также было определено место под новый автобусный парк и новый автовокзал по улицам Кандавас, Орловского и Двинцев.
Рассматривался вопрос увеличения территории парка имени Ленинского комсомола, набережной Даугавы, благоустройство озера Шуню, создание парка вокруг озера Губище и парковой зоны у реки Лауцесе. Планировалось вывести из центральной части города сортировочную станцию железной дороги. Предполагалось изменить границы города, присоединив к городу Старые стропы, Калкуны, Малютки.
Это был проект еще не утвержденный. Какие планы воплотились в жизнь, а какие так и остались на бумаге, можно увидеть в Даугавпилсе настоящем.
По материалам газеты «Красное знамя».